Решение № 2-729/2019 2-729/2019~М-538/2019 М-538/2019 от 14 мая 2019 г. по делу № 2-729/2019Мелеузовский районный суд (Республика Башкортостан) - Гражданские и административные Дело № 2-729/2019 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Мелеуз 14 мая 2019 г. Мелеузовский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Маликовой А.И. при секретаре судебного заседания Сиротиной Е.С. с участием представителя истца ФИО1 по доверенности ФИО2, представителя ответчика ФИО3, рассмотрев исковое заявление ФИО1 ... к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Мелеузовском районе и г. Мелеузе РБ о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в специальный стаж периода службы в армии по призыву и назначении досрочной страховой пенсии по старости, ФИО1 обратился в суд с указанным иском, обосновав его тем, что решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Мелеузовском районе и г. Мелеузе РБ от <дата обезличена> ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием специального стажа работы по Списку № 2 требуемой продолжительности. При этом не был засчитан в стаж работы в тяжелых условиях период в рядах Вооруженных сил СССР с <дата обезличена> по <дата обезличена> (1 год 11 месяцев). Считает указанное решение незаконным. В период его службы в Советской армии по призыву действовало и применялось Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 г. № 590, в п.п. «к» п. 109 которого было предусмотрено, что при назначении пенсии на льготных условиях или в льготных размерах служба в составе Вооруженных сил СССР по выбору обратившегося приравнивается к работе с вредными условиями труда, предшествовавшей данному периоду либо последовавшей за данным периодом. До службы в рядах Советской армии и после нее он работал на работах по Списку № 1 и Списку № 2. Всего пенсионным органом в его специальный стаж засчитано 10 лет 9 месяцев 4 дня. Однако служба в армии засчитана лишь продолжительностью 5 месяцев 20 дней. С учетом всех периодов стаж его работы в тяжелых и вредных условиях труда составил 12 лет 8 месяцев 3 дня, что дает ему право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с 50 лет (Список № 2 + работа в районах Крайнего Севера). Просил признать незаконным решение ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Мелеузовском районе и г. Мелеузе по РБ от <дата обезличена>; обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Мелеузовском районе и г. Мелеузе РБ включить в стаж работы согласно Списку № 2 период его службы в рядах Советской армии с <дата обезличена> по <дата обезличена>, назначить ему досрочную страховую пенсию по старости со дня подачи заявления, то есть с <дата обезличена>; взыскать с ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Мелеузовском районе и г. Мелеузе РБ в его пользу расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, расходы на оформление доверенности в размере 1300 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 15000 рублей, за составление искового заявления в размере 5000 рублей, транспортные расходы в размере 5000 рублей. В судебное заседание ФИО1 не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела, его представитель по доверенности ФИО2 поддержала доводы и требования искового заявления в полном объеме. Суду дополнительно пояснила, что действовавшее в период службы ФИО1 в армии Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 г. № 590, отменено. Однако, согласно разъяснениям абз. 7 п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях. Исчисленный в бесспорном порядке льготный стаж ФИО1 составляет более 11 лет 5 месяцев 8 дней, и продолжительность данного стажа не превышает продолжительность службы в армии. В связи с чем период военный службы подлежал включению в специальный стаж в полном объеме. Представитель ответчика ФИО4 исковые требования не признала, поддержала приобщенные к делу письменные возражения на исковое заявление. Суду дополнительно пояснила, что Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 г. № 590, утратило силу с 01 января 1992 г. На момент его отмены льготный стаж истца составлял 5 месяцев 20 дней, в связи с чем служба в армии включена в стаж на соответствующих видах работ (в данном случае по Списку № 2) в размере, не превышающем 5 месяцев 20 дней. Действовавшее впоследствии пенсионное законодательство не предусматривало и не предусматривает включение в специальный стаж периодов службы в армии по призыву. По смыслу ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ранее действовавшее законодательство может быть применено только к тем периодам, в которые оно действовало. Утративший силу закон не может быть применен к тем периодам, в которые начало действовать новое правовое регулирование. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Как следует из материалов дела, <дата обезличена> ФИО1, <дата обезличена> года рождения, обратился в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Мелеузовском районе и г. Мелеузе по РБ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Мелеузовском районе и г. Мелеузе по РБ от <дата обезличена><№> (с учетом внесения исправлений допущенной в решении описки) ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ не менее 12 лет 6 месяцев. В стаж работы по Списку № 2 в бесспорном порядке зачтено 11 лет 5 месяцев 8 дней, а именно периоды работы с <дата обезличена> по <дата обезличена> в качестве электромонтера в Мелеузовском химическом заводе (3 месяца 6 дней), с <дата обезличена> по <дата обезличена> в качестве электромонтера в ПО «Салаватнефтеоргсинтез» (2 месяца 14 дней), период службы в армии с <дата обезличена> по <дата обезличена> (5 месяцев 20 дней), период работы с <дата обезличена> по <дата обезличена> в качестве электромонтера в ООО «Лукойл-Западная Сибирь» (в 1,5 исчислении 9 лет 4 месяца), с <дата обезличена> по <дата обезличена> в качестве электромонтера в ООО «Лукойл-Западная Сибирь» (1 год 1 месяц 28 дней). В стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, зачтено 25 лет 9 месяцев 2 дня. Страховой стаж составил 29 лет 9 месяцев 10 дней. Оснований для признания указанного решения пенсионного органа незаконным и включения периода службы в рядах Советской армии в полном объеме, то есть продолжительностью 1 год 11 месяцев в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, суд не находит. Отношения в сфере пенсионного обеспечения последовательно регулировались Законом СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях», Законом СССР от 15 мая 1990 г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Законом РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами. С 01 января 2015 г. введен в действие Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии. Статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии определенным категориям граждан. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. При этом такие периоды работы (деятельности) могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (части 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ). Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В соответствии с ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к районам Крайнего Севера местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1-10, 16-18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет. С <дата обезличена> по <дата обезличена> ФИО1 (до перемены фамилии, отчества ФИО5) проходил службу в составе Вооруженных сил СССР, что подтверждается его военным билетом. В период прохождения ФИО1 военной службы действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 г. № 590. Согласно пункту 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590, в общий стаж работы засчитывалась, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР (подпункт «к»). Из абзаца 3 пункта 109 названного Положения следует, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты «а» и «б» пункта 16), периоды, указанные в подпункта «к» и «л», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Абзац 5 пункта 109 Положения содержит указание, что в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах. Таким образом, указанным Положением предусмотрена необходимость двух условий, что службе в армии предшествовала или непосредственно за ней следовала льготная работа и второе, что деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на льготное пенсионное обеспечение, учитывается в размере, не превышающим имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях. До службы в армии, а именно с <дата обезличена> по <дата обезличена> (3 месяца 6 дней) истец работал электромонтером по ремонту электрооборудования в цехе нитроаммофоски Мелеузовского химзавода (работа по Списку № 1). После службы в армии последовали периоды работы с <дата обезличена> по <дата обезличена> в качестве электромонтера в ПМК гидротехнических сооружений треста «Башгидрострой» (обычные условия), с <дата обезличена> по <дата обезличена> в качестве кровельщика в ПО «Салаватнефтеоргсинтез». Учитывая, что непосредственно после службы в рядах Вооруженных сил СССР, закончившейся <дата обезличена> и до <дата обезличена> ФИО1 работал в обычных условиях труда, суд находит, что период военной службы не подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ в полном размере, то есть в размере 1 года 11 месяцев. Кроме того, необходимо учитывать, что пенсионное законодательство не предусматривает смешанного применения действующего и утратившего силу нормативного регулирования одних и тех же правоотношений. Периоды работы истца в тяжелых условиях труда (по Списку № 2), которые последовали после службы в армии, протекали после 01 января 1992 г., то есть после отмены Закона СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях», действовавшего только до 31 декабря 1991 г. Следовательно, применение Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590 к данным периодам является необоснованным. Дальнейшее законодательство, а именно Закон РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавший в период с 01 марта 1991 г. до 01 января 2002 г., закрепляя право отдельных категорий работников на получение пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, уже не предусматривал включение в специальный трудовой стаж на соответствующих видах работ прохождения службы в армии. Последующее правовое регулирование в области пенсионного законодательства также не предусматривало и не предусматривает такой возможности. Согласно позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 17 октября 2006 г. № 380-О, Определении от 23 сентября 2010 г. № 1152-О, решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ним службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа. Заявляя исковые требования и ссылаясь на нормы Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590, истец не учел совокупность всех требований пункта 109 указанного Положения в их взаимной связи и неверно полагает, что в специальный стаж подлежит включению весь период службы в армии без ограничений, установленных абзацем 5 пункта 109. Кроме того, истец смешивает действующие правила исчисления стажа с утратившим силу правовым регулированием, применяя утративший силу закон к периодам, в которые действовали новые правила. Между тем, данные доводы основаны на неверном толковании норм права и отклоняются судом как ошибочные. Поскольку на момент обращения в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Мелеузовском районе и г. Мелеузе РБ у ФИО1 отсутствовал требуемый стаж работы по Списку № 2 не менее 12 лет 6 месяцев, то права на назначение досрочной страховой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», у него на тот момент не возникло. На основании изложенного и в силу вышеприведенных норма права суд отказывает в удовлетворении иска ФИО1 в полном объеме. В связи с отказом в иске оснований для возмещения истцу судебных расходов не имеется. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд В удовлетворении исковых требований ФИО1 ... к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Мелеузовском районе и г. Мелеузе РБ о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в специальный стаж периода службы в армии по призыву и назначении досрочной страховой пенсии по старости отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Мелеузовский районный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме. Решение принято в окончательной форме <дата обезличена> Председательствующий судья: А.И. Маликова ... .... Суд:Мелеузовский районный суд (Республика Башкортостан) (подробнее)Судьи дела:Маликова А.И. (судья) (подробнее)Последние документы по делу:Решение от 25 сентября 2019 г. по делу № 2-729/2019 Решение от 10 сентября 2019 г. по делу № 2-729/2019 Решение от 7 августа 2019 г. по делу № 2-729/2019 Решение от 19 июля 2019 г. по делу № 2-729/2019 Решение от 24 июня 2019 г. по делу № 2-729/2019 Решение от 20 июня 2019 г. по делу № 2-729/2019 Решение от 6 июня 2019 г. по делу № 2-729/2019 Решение от 28 мая 2019 г. по делу № 2-729/2019 Решение от 21 мая 2019 г. по делу № 2-729/2019 Решение от 17 мая 2019 г. по делу № 2-729/2019 Решение от 14 мая 2019 г. по делу № 2-729/2019 |