Решение № 7-34/2024 7-875/2023 от 25 января 2024 г. по делу № 7-34/2024Нижегородский областной суд (Нижегородская область) - Административное Дело № 7-34/2024 НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД г. Нижний Новгород 25 января 2024 года Судья Нижегородского областного суда Минеева И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО1, действующей в интересах Администрации г. Нижний Новгород на постановление заместителя главного государственного инспектора г. Нижний Новгород по пожарному надзору № 69 от 23 августа 2023 года, решение судьи Московского районного суда г. Нижний Новгород от 12 октября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении Администрации г. Нижний Новгород, Постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Нижний Новгород по пожарному надзору. № 69 от 23 августа 2023 года Администрация г. Нижний Новгород признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 (четыреста тысяч) рублей. Решением судьи Московского районного суда г. Нижний Новгород от 12 октября 2023 года постановление должностного лица от 23 августа 2023 года оставлено без изменения, жалоба заявителя без удовлетворения. В жалобе, поданной в Нижегородский областной суд, защитник ФИО1, действующая в интересах Администрации г. Нижний Новгород, просит отменить состоявшиеся по делу постановление должностного лица и решения судьи районного суда, производство по делу прекратить, признать административное правонарушение малозначительным. В судебное заседание в Нижегородский областной суд защитник ФИО1, законный представитель юридического лица, в отношении которого вынесено постановление, Администрации г. Нижний Новгород, должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление, заместитель главного государственного инспектора г. Нижний Новгород по пожарному надзору ФИО2 не явились, были извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявляли, уважительных причин неявки судом не установлено. Судьей вышестоящей инстанции, пересматривающим дело по жалобе, принято решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся по делу лиц. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы заявителя, заслушав должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, государственного инспектора г. Нижнего Новгорода по пожарному надзору ФИО3, подтвердившего сведения в составленном им документе, судья приходит к следующему. В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельства каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения), нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей, на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей. Согласно ч.2 ст.20.4 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей, на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей. В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 21 декабря 1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. В соответствии с п. п. 8, 9 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения. В силу статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населённых пунктов относятся, в числе прочего: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населённых пунктах и на прилегающих к ним территориях; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны, в том числе: соблюдать требования пожарной безопасности; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использование не по назначению. В силу ст. 38 названного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. В соответствии с п.п. 8 и 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа, а также обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа. Территорию городского округа составляют земли населённых пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, земли рекреационного назначения, земли для развития городского округа (п. 3.1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ). Неразграниченные земельные наделы могут быть использованы следующими способами: путём предоставления в пользование муниципалитетами или субъектами Федерации, предоставления частным лицам и компаниям в аренду или безвозмездное пользование, путём разграничения для дальнейшего использования. Использование земель из числа неразграниченной собственности происходит в порядке их предоставления заявителям уполномоченными органами власти. Согласно п. 7, п. 21 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в полномочия органов местного самоуправления входит участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защиты населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В соответствии с п. 69 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», на территориях общего пользования городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, на территориях садоводства или огородничества, в том числе вне границ указанных территорий, в охранных зонах линий электропередачи, электрических станций и подстанций, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки отходов. Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 18 мая 2023 года в 22 часа 36 минут по адресу: [адрес] на участке земли с координатами: широта [адрес], в границах кадастрового квартала [адрес], Администрация г. Нижний Новгород в условиях особого противопожарного режима, введенного Постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2023 года N 317 "Об установлении на территории Нижегородской области особого противопожарного режима", нарушив пункт 69 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479, допустила устройство несанкционированной свалки, на которой произошло возгорание. Выявленные нарушения требований пожарной безопасности послужили основанием для привлечения Администрации г. Нижний Новгород к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ. Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые были оценены судом в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, оснований для переоценки доказательств не имеется. Оценив представленные доказательства в совокупности с другими материалами дела всесторонне, полно, объективно, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришёл к обоснованному выводу о виновности Администрации г. Нижний Новгород в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ. Так, при рассмотрении дела судьёй районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины Администрации г. Нижний Новгород в его совершении. Из судебного решения также усматривается, что вопросы о наличии события административного правонарушения, вине Администрации г. Нижний Новгород, а также о наличии в ее действиях состава вмененного административного правонарушения, исследованы судьей районного суда при рассмотрении материалов административного дела, оснований не согласиться с выводами судьи не имеется. При этом протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены, событие административного правонарушения должным образом описано, в связи, с чем он обоснованно положен в основу обжалуемого решения. Вопреки доводам жалобы заявителя, оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ не имеется. Характер совершенного правонарушения, объект посягательства и существенность угрозы общественным отношениям по соблюдению противопожарного законодательства не позволяют отнести совершенное в настоящем случае правонарушение к категории малозначительных, в том числе с учётом разъяснений, содержащихся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом закона, подлежащего применению, не свидетельствует о том, что судом были допущены нарушения КоАП РФ и предусмотренные им процессуальные требования, в том числе влекущие ущемление прав лица, привлеченного к административной ответственности, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Постановление о привлечении Администрации г. Нижний Новгород вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ. Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, с учётом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, соразмерно тяжести содеянного, согласуется с предупредительными целями административного наказания, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности. Учитывая, что каких-либо существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу судебного решения, а также постановления административного органа, в ходе производства по настоящему делу допущено не было, оснований для отмены обжалуемых актов не установлено. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 – 30.9 КоАП РФ, судья Постановление заместителя главного государственного инспектора г. Нижний Новгород по пожарному надзору № 69 от 23 августа 2023 года, решение судьи Московского районного суда г. Нижний Новгород от 12 октября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении Администрации г. Нижний Новгород, оставить без изменения, жалобу защитника ФИО1, действующей в интересах Администрации г. Нижний Новгород – без удовлетворения. Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения. Судья И.А. Минеева Суд:Нижегородский областной суд (Нижегородская область) (подробнее)Судьи дела:Минеева Ирина Александровна (судья) (подробнее)Судебная практика по:По пожарной безопасностиСудебная практика по применению нормы ст. 20.4 КОАП РФ |