Решение № 12-56/2024 от 28 февраля 2024 г. по делу № 12-56/2024Саратовский областной суд (Саратовская область) - Административное 28 февраля 2024 года город Саратов Судья Саратовского областного суда Дементьев А.А., при секретаре Барковской М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Т.К.О. на постановление судьи Кировского районного суда города Саратова от 16 февраля 2024 года по делу об административном правонарушении по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, отношении Т.К.О., постановлением судьи Кировского районного суда города Саратова от 16 февраля 2024 года Т.К.О. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее по тексту – КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей и административным выдворением за пределы Российской Федерации. В жалобе Т.К.О. выражает несогласие с вынесенным постановлением, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что судьей районного суда допущены грубые нарушения материального права и процессуального права. Не учтен факт проживания с гражданкой РФ, с которой заключил религиозное бракосочетание в Саратовской Соборной Мечети, вместе с ними проживают шесть детей. Русским языком владеет плохо, в связи с чем требуется переводчик на всех этапах судебного процесса. Кроме того, Кировским районным судом г. Саратова не был предложен и предоставлен переводчик и защитник. В судебном заседании лицо, привлекаемое к административной ответственности лицо – Т.К.О. и его защитник М.М.Д. доводы жалобы поддержали, ссылаясь на наличие новорожденного ребёнка, просили постановление изменить в части назначенного наказания. Дополнительно пояснив, что выехать он не мог по причине беременности сожительницы. Изучив жалобу, материалы дела об административном правонарушении, выслушав участвующих лиц, прихожу к следующему. Частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния. Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Согласно статье 2 указанного Федерального закона законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо разрешение на временное проживание в целях получения образования, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации. В силу пунктов 1, 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного данным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Согласно ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Как следует из материалов дела и установлено судьей, 15 февраля 2024 года в 16 часов по адресу: <адрес> сотрудниками ИДПС УМВД РФ по г. Саратову было остановлено транспортное средство <данные изъяты>, номерной знак №, за рулем которого находился Т.К.О., находящийся на территории РФ, при этом документов, подтверждающих право на пребывание в РФ не имеет, уклоняется от выезда из РФ. В настоящее время законных оснований пребывания на территории РФ не имеет, в связи с чем указанный гражданин нарушил статьи 5 Федерального закона РФ от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Таким образом, Т.К.О. допустил нарушение режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии законных оснований для нахождения на территории Российской Федерации и в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания. Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: рапортом должностного лица; протоколом об административном правонарушении от 15 февраля 2024 года АМ №; объяснением Т.К.О.; справкой по лицу; протоколом административного задержания от 15 февраля 2024 года; рапортом должностного лица; сведениями ФМС России АС ЦБДУИГ; паспортом гражданина Узбекистан Т.К.О.; копией миграционной карты серии 4118 № на имя Т.К.О., которым судом дана оценка в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности. Таким образом, совершенное Т.К.О. деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ. В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. Постановление о привлечении Т.К.О. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел. Вместе с тем с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела имеются основания для изменения обжалуемого судебного акта в части назначенного наказания. В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 КоАП РФ). Назначение наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства. В ходе производства по делу, а также в настоящей жалобе Т.К.О., указывал, что состоит в гражданском браке с И.О.Б., на иждивении находятся шесть детей, в отношении И.Н.К.. 19 января 2024 года установлено отцовство. Указанное обстоятельство подтверждается приобщенной к материалам дела копией свидетельства об установлении отцовства. Допрошенная в судебном заседании свидетель И.О.Б.. пояснила, что сожительствует с Т.К.О. последние два года, недавно у них родился совместный ребёнок. Всего у неё шесть детей, пять из которых несовершеннолетние. Т.К.О. участвует в жизни и воспитании всех детей, а также обеспечивает семью материально. Сама И.О.Б. не работает, является получателем детского пособия. Отец других детей алименты не платит, и где он находиться, ей не известно. Также указала, что нахождение Т.К.О. на территории РФ с нарушением действующего миграционного законодательства обусловлено тяжелым течением её беременности. В виду большого количества детей и малого дохода, поездки в республику Узбекистан, в случае выдворения Т.К.О. не представляются возможным. Свидетель К.О.П. в судебном заседании пояснила, что знает Т.К.О. на протяжении двух лет. Является его соседкой. Охарактеризовала его с положительной стороны, указав, что он занимается детьми, помогает пожилым людям, проживающим в доме. Оснований не доверять показаниям указанных свидетелей не имеются. Показания свидетелей логичны, последовательны, даны после предупреждения об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, и согласуются с иными письменными доказательствами по делу. В частности утверждение И.О.Б. о том, что Т.К.О. является отцом её ребёнка – Т.Н.К. подтверждается свидетельством о рождении № от 2 февраля 2024 года. Каких-либо доказательств, ставящих под сомнение факт биологического отцовства Т.К.О., материалы дела не содержат. Действия Т.К.О. по установлению отцовства обусловлены отсутствием зарегистрированного барака между ним и ФИО6 и предусмотрены частью 3 статьи 48 СК РФ. Из материалов дела усматривается, что Т.К.О. посещает Российскую Федерацию с 2017 года, ранее (до 2023 года) нарушений миграционного законодательства не допускал, к административной ответственности не привлекался. Таким образом в постановлении судьи не приведено критериев, по которым можно сделать вывод о том, что решение об административном выдворении Т.К.О. продиктовано необходимостью обеспечения национальной безопасности, общественного порядка, экономического благосостояния страны, либо принято в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Условия, допускающие вмешательство со стороны публичных властей в осуществление права на уважение семейной жизни Т.К.О., не установлены, а исполнение административного наказания в виде выдворения за пределы РФ повлечет невозможность пребывания Т.К.О. на территории РФ в течение 5 лет, чем не исключено вмешательство в право на уважение семейной жизни, предусмотренное частью 2 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (от 4 ноября 1950 года). В соответствии с частью 3.8 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях если при назначении административного наказания в случае, при котором санкция применяемой статьи предусматривает обязательное назначение наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных частями 3.6 и 3.7 настоящей статьи, а также административных правонарушений, предусмотренных частями 5 - 8 статьи 6.21, частями 3 и 4 статьи 6.21.1, частями 3 и 4 статьи 6.21.2, частью 3 статьи 20.25 настоящего Кодекса), судья, учитывая продолжительность проживания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате налогов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в гражданство Российской Федерации и другие обстоятельства, придет к выводу, что административное выдворение за пределы Российской Федерации является чрезмерным ограничением права на уважение частной жизни и несоразмерно целям административного наказания, а также в случае отсутствия государства, готового принять на своей территории лицо без гражданства, назначается административное наказание в виде административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо обязательных работ на срок от ста пятидесяти до двухсот часов. Обстоятельством, смягчающим административную ответственность Т.К.О., в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ, является раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, также в силу части 2 статьи 4.2 КоАП РФ смягчающим обстоятельством признаётся наличие малолетнего ребёнка. В силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ отягчающим административную ответственность обстоятельством является повторное совершение однородного административного правонарушения, поскольку ранее 11 октября 2023 года Т.К.О. привлекался к административной ответственности по части 1.1. статьи 18.8 КоАП РФ. С учетом положений приведенных правовых норм и конкретных обстоятельств дела, административное выдворение за пределы Российской Федерации будет чрезмерным ограничением права на уважение частной жизни и несоразмерно целям административного наказания полагаю необходимым назначить Т.К.О. наказание с применением положений части 3.8 статьи 4.1 Ко АП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей. На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья постановление судьи Кировского районного суда Саратовской области от 16 февраля 2024 года, вынесенное в отношении Т.К.О. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, изменить. Назначить Т.К.О. наказание в виде административного штрафа в размере 40 0000 (сорока тысяч) рублей. В остальной части постановление суда оставить без изменения. Судья А.А. Дементьев Суд:Саратовский областной суд (Саратовская область) (подробнее)Судьи дела:Дементьев Ан.А. (судья) (подробнее)Судебная практика по:Иностранные гражданеСудебная практика по применению нормы ст. 18.8 КОАП РФ |