Решение № 2-554/2020 2-554/2020~М-355/2020 М-355/2020 от 25 мая 2020 г. по делу № 2-554/2020




Дело № 2-554/2020


Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

25 мая 2020 года г. Кингисепп

Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Мицюк В.В.,

при секретаре Баталовой Д.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием помощника Кингисеппского городского прокурора Смаковской Т.Ю., представителя ответчика – директора школы ФИО1, представителя третьего лица - ФИО2, действующей на основании доверенности от 22 мая 2020 года сроком действия до 31 декабря 2020 года,

гражданское дело по иску Кингисеппского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Опольевская основная общеобразовательная школа» об обязании произвести мероприятия по исполнению требований пожарной безопасности в образовательном учреждении,

У С Т А Н О В И Л:


Кингисеппский городской прокурор, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, 07 апреля 2020 года обратился в Кингисеппский городской суд Ленинградской области с иском к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Опольевская основная общеобразовательная школа» (далее МБОУ «Опольевская основная общеобразовательная школа») об обязании установить устройство молниезащиты здания образовательной организации по адресу: <адрес>, д.Ополье, <адрес> течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование требований указал, что во исполнение решения коллегии прокуратуры области от 23.07.2019 «Об итогах работы прокуратуры области в первом полугодии 2019 г. и о задачах по повышению эффективности прокурорской деятельности», городской прокуратурой проведен анализ исполнения законодательства о безопасном пребывании учащихся в образовательном учреждении. Проведенной проверкой МБОУ «Опольевская основная общеобразовательная школа» установлено, что в образовательной организации устройство молниезащиты, согласно требованиям законодательства не оборудовано. На основании выявленных фактов нарушений действующего законодательства 01 марта 2020 года городским прокурором в адрес руководителя образовательной организации внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое рассмотрено, однако до настоящего времени нарушения не устранены. Согласно информации, представленной ФГБУ «Северо-Западное УГМС» средняя продолжительность гроз за 2015-2019 годы на территории Кингисеппского района Ленинградской области составляет 22,2 часа (л.д.2-5).

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил об их удовлетворении.

Представитель ответчика МБОУ «Опольевская основная общеобразовательная школа» в судебном заседании относительно заявленных требований не возражала, однако просила предоставить срок исполнения решения суда в течение 1,5 лет с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель третьего лица Комитета по образованию администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области в судебном заседании относительно заявленных требований не возражала, также просила предоставить срок исполнения решения суда в течение 1,5 лет с момента вступления решения суда в законную силу.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд полагает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28, ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в российской Федерации, отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями урегулированы Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (абзац 4 статьи 20 Закона N 69-ФЗ).

Из ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" следует, что с учетом степени риска причинения вреда минимально необходимые требования, обеспечивающие пожарную безопасность, устанавливаются в технических регламентах.

Согласно статье 5.1 Федерального закона "О техническом регулировании" (N 184-ФЗ от 27.12.2002) Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований указанного федерального закона.

Во исполнение данного положения Закона Правительством Российской Федерации издано Постановление от 26 декабря 2014 года N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

В соответствии с пунктом 66 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", пункт 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения" является обязательным к применению. Разделы 1, 3, 4 (пункты 4.1 - 4.7, 4.9 - 4.10, 4.11 (за исключением абзаца второго пункта 4.11), пункты 4.12, 4.14 - 4.22, абзацы первый и второй пункта 4.23, пункты 4.24 - 4.26, 4.28 - 4.30), 5 (пункты 5.1, 5.2, 5.4 - 5.7, 5.9 - 5.13, 5.20 - 5.27, 5.32 - 5.36, 5.38 - 5.46), 6 (пункты 6.1 - 6.6, 6.8 - 6.12, 6.14 - 6.21, 6.23 - 6.28, 6.30 - 6.38, 6.40 - 6.48, 6.53 - 6.58, 6.64, 6.72, 6.77, 6.81 - 6.95), 7 (пункты 7.1 - 7.5, 7.8, 7.10 - 7.27, 7.35, 7.37 - 7.43, 7.46 - 7.49), 8 (пункты 8.1 - 8.7, абзац первый пункта 8.9, пункты 8.10, 8.11, 8.14, 8.18, 8.19, 8.21, 8.24 - 8.26, 8.28 - 8.34), 9 (пункты 9.1 - 9.5), приложение Г.

Согласно разделу 1 СП 118.13330.2012 перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий свод правил, приведен в приложении, в котором указаны общеобразовательные организации (п.1.1.1, п. 1.1.2).

При этом в п. 4.21 СП 118.13330.2012 указано, что молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания. Устройства молниезащиты приведены в СО 153-34.21.122-2003 Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утверждена приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 280.

Таким образом, действующими нормативно-правовыми актами предусмотрено обязательное устройство молниезащиты зданий образовательных организаций, с учетом требований СО 153-34.21.122-2003.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что в ходе проведенной городской прокуратурой проверки исполнения законодательства о безопасном пребывании учащихся в образовательных организациях, установлено что МБОУ «Опольевская основная общеобразовательная школа» не оборудовано устройством молниезащиты согласно требованиям законодательства, что явилось основанием для вынесения 01 марта 2020 года городским прокурором в адрес директора МБОУ «Опольевская основная общеобразовательная школа» представления об устранении нарушений законодательства в сфере защиты прав несовершеннолетних (л.д. 7-10).

Как следует из сообщения директора МБОУ «Опольевская основная общеобразовательная школа» от 10 марта 2020 года, представление прокурора рассмотрено, также указано, что составлен план по устранению нарушения, в Комитет по образованию направлено письмо на выделение дополнительных средств на выполнение проекта и оборудования милниезащитой здания школы, наложено взыскание на работника, ответственного за противопожарную безопасность (л.д. 11, 12).

Согласно информации, представленной ФГБУ «Северо-Западное УГМС» средняя продолжительность гроз за 2015-2019 годы на территории Кингисеппского района Ленинградской области составляет 22,2 часа (л.д. 13).

МБОУ «Опольевская основная общеобразовательная школа» является бюджетным учреждением, учредителем учреждения и собственником его имущества является муниципальное образование «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области.

Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет администрация МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области, представителем которого является Комитет по образованию (л.д.84-141).

Исходя из анализа вышеприведенных выше норм права следует, что в МБОУ «Опольевская основная общеобразовательная школа» обязательно должно быть установлено устройство молниезащиты с учетом требований СО 153-34.21.122-2003, обязанность по установлению которой лежит на образовательном учреждении.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательств исполнения ответчиком обязанности по установке устройства молниезащиты здания образовательного учреждения не представлено.

При этом ссылка на отсутствие финансирования не освобождает ответчика от исполнения обязанности возложенной на него законом, а может быть учтен лишь в ходе исполнения данной обязанности.

Таким образом, поскольку осуществление деятельности учреждения в отсутствие устройства молниезащиты здания не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области пожарной безопасности и может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы, суд приходит к выводу о правомерности заявленных прокурором исковых требований и их удовлетворении.

Круг лиц, прав которых в результате могут быть нарушены, не может быть определен, в связи с чем у Кингисеппского городского прокурора имелись основания для обращения в суд с иском на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ, в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При определении срока, в течение которого должны быть устранены выявленные нарушения, суд, учитывая объем работ, необходимых для устранения выявленных нарушений, а также мнения прокурора и представителя ответчика, считает возможным установить срок для устранения выявленных недостатков в течение одного года с момента вступления решения в законную силу. При этом, отсутствие денежных средств, либо иные вопросы по исполнению указанной обязанности, не должны влиять на права несовершеннолетних, обучающихся в данном образовательном учреждении.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 67, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:


Исковые требования Кингисеппского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Опольевская основная общеобразовательная школа» установить устройство молниезащиты здания образовательной организации по адресу: <адрес> течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Кингисеппский городской суд.

Мотивированное решение составлено 29 мая 2020 года.

Судья



Суд:

Кингисеппский городской суд (Ленинградская область) (подробнее)

Судьи дела:

Мицюк Валентина Васильевна (судья) (подробнее)