Решение № 2А-3213/2020 2А-3213/2020~М-3420/2020 М-3420/2020 от 22 июля 2020 г. по делу № 2А-3213/2020




Дело № 2а-3213/2020


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

22 июля 2020 года г. Сочи

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Власенко В.А.,

при секретаре судебного заседания Росляковой К.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г.Сочи административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к департаменту имущественных отношений администрации г.Сочи об оспаривании решения органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:


Административный истец обратился в суд с административным иском к департаменту имущественных отношений администрации г. Сочи, в котором просит признать незаконным и необоснованным отказ департамента имущественных отношений администрации города Сочи в предоставлении муниципальной услуги, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ №

Обязать департамент имущественных отношений администрации города Сочи заключить с ФИО1 дополнительное соглашение о продлении срока действия договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка площадью 2642 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования – «магазины» (код 4.4), категория земель – земли населенных пунктов, установив новый срок действия договора аренды - по 30.06.2030г.

В обоснование своих требований административный истец указал, что на основании постановления администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № между муниципальным образованием город-курорт Сочи и ФИО1 заключен договор аренды № от 12.07.2017г, согласно которому муниципальное образование город-курорт Сочи предоставило во временное владение и пользование ФИО1 земельный участок площадью 2642 кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: г<адрес> с видом разрешенного использования – многоквартирный жилой дом, категория земель – земли населенных пунктов.Срок действия данного договора установлен до ДД.ММ.ГГГГ.В соответствии с пунктом 1 постановления администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № главой г. Сочи изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № площадью 2643 кв.м по <адрес> с «многоквартирный жилой дом» на «магазины» код 4.4.В связи с чем в пункт 1.1 договора аренды № от 12.07.2017г внесены соответствующие изменения – сторонами подписано дополнительное соглашение от 23.10.2019г.Сразу после изменения вида разрешенного использования земельного участка и подписания дополнительного соглашения к договору аренды № от 12.07.2017г ФИО1 начал работы по разработке и подготовке проектной документации, получению технических условий для возведения магазина на земельном участке площадью 2642 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>

Таким образом, административным истцом в пределах срока действия договора аренды были совершены действия по подготовке строительства магазина в целях использования земельного участка по его целевому назначению.

ФИО1 обратился в департамент имущественных отношений администрации города Сочи с заявлением по вопросу предоставления муниципальной услуги «Заключение нового договора аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности» в отношении земельного участка площадью 2642 кв.м с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>

По результатам рассмотрения в заключении нового договора аренды отказано.

Посчитав отказ департамента имущественных отношений администрации города Сочинезаконным, необоснованным, нарушающим права и законные интересы, ФИО1 обратился в суд с настоящим административным иском.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, от административного истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, административные исковые требования просил удовлетворить.

Административный ответчик – департамент имущественных отношений администрации г.Сочи не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

Суд, с учетом положений ст.150 КАС РФ находит возможным рассмотреть дело при данной явке сторон.

Изучив материалы административного дела, суд считает требования административного истца подлежащими удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела установлено, что ФИО1 обратился в департамент имущественных отношений администрации города Сочи с заявлением по вопросу предоставления муниципальной услуги «Заключение нового договора аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности» в отношении земельного участка площадью 2642 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>

Ответным письмом от ДД.ММ.ГГГГ. № имущественных отношений администрации города Сочи отказал ФИО1 в предоставлении муниципальной услуги «Заключение нового договора аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности».

Суд находит решение административного ответчика необоснованным и нарушающим права административного истца по следующим основаниям.

В силу п.3 ст.3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а так же по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

В силу положений пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в случае, если земельный участок ранее был предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса);

На основании пункта 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий:

1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;

2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;

3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса;

4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.

При отсутствии в совокупности условий пунктов 3 и 4 статьи 39.6 Земельным кодексом Российской Федерации арендатор земельного участка не имеет права на заключение нового договора аренды без проведения торгов, в связи с чем земельный участок, являющийся предметом такого договора аренды, может быть предоставлен данному лицу по истечении срока действия договора аренды только на торгах, проводимых в форме аукциона (пункт 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем, суд принимает во внимание правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, №, согласно которой, обоснованность отказа в продлении договора аренды должна быть связана с оценкой действий арендатора по надлежащему использованию земельного участка, добросовестности его действий, направленных на достижение цели договора, а также возможности ее достижения в пределах срока действия договора аренды.

Как следует из материалов делаземельный участок площадью 2642 кв.м с кадастровым номером № категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – магазины, принадлежит по праву собственности муниципальному образованию город-курорт С..

На указанном земельном участке расположено здание – хозяйственный блок площадью 14,8 кв.м, количество этажей – 1, кадастровый №, принадлежащее по праву собственности ФИО1, номер и дата регистрации - № от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании постановления администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № между муниципальным образованием город-курорт Сочи и Т.Г.РБ. заключен договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому муниципальное образование город-курорт Сочи предоставило во временное владение и пользование ФИО1 вышеуказанный земельный участок площадью 2642 кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования – многоквартирный жилой дом, категория земель – земли населенных пунктов.

Срок действия данного договора установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 1 постановления администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № главой г. С. изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № площадью 2643 кв.м по <адрес> с «многоквартирный жилой дом» на «магазины» код 4.4.

В пункт 1.1 договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ внесены соответствующие изменения – сторонами подписано дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ

Как указывает административный истец и подтверждается материалами дела, им впоследствииосуществлены следующие работы по подготовке проектной документации, получению технических условий для возведения магазина на земельном участке площадью 2642 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>

Административному истцу выданы технические условия № от 17.09.2019г. на предоставление комплекса услуг связи по объекту: «Магазин по <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №», технические условия на переустройство сетей ПОА «Кубаньэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ №.

Между ФИО1 и МУП г. Сочи «Водоканал» заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ. о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, согласно которому МУП г. Сочи «Водоканал» обязуется выполнить действия по подготовке централизованных систем водоснабжения и водоотведения к подключению (технологическому присоединению)объекта: «Магазин», расположенный по адресу: г<адрес> на земельном участке с кадастровым номером №

21.11.2019г. МУП г. Сочи «Водосток» выданы технические условия № на подключение объекта капитального строительства к сетям водоотведения поверхностных вод: «Земельный участок, площадью 2643 кв.м, вид разрешенного использования – магазины (код 4.4), расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер земельного участка: №

27.01.2020г. ПАО Кубаньэнерго выданы технические условия № об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ПАО «Кубаньэренго», в пункте 1 которого указано наименование энергопринимающих устройств заявителя: ЭПУ земельного участка под магазины.

Между ПАО Кубаньэнерго и ФИО1 заключено соглашение о компенсации № от 19.03.2020г, которое определяет условия осуществления ФИО1 денежной компенсации ПАО Кубаньэнерго инженерных сетей и сооружений, сооружений связи, линий связи и сетей связи, объектов недвижимого имущества, входящих в состав объектов электросетевого хозяйства, подлежащих сносу и восстановлению в процессе строительства объекта капитального строительства на территории земельного участка с кадастровым номером №

Таким образом, административным истцом в пределах срока действия договора аренды были совершены действия по подготовке строительства магазина в целях использования земельного участка по его целевому назначению, ФИО1 как арендатор понес затраты на освоение земельного участка с кадастровым номером № – разработку проектной документации, получению технических условия для строительства магазина.

При этом административный ответчик не требовал в соответствии с договором аренды досрочного его расторжения по причине предполагаемого неиспользования истцом земельного участка по его целевому назначению, возможность чего предусмотрена пунктом 4.1.1. договора аренды.

Изменяя вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №81, расположенного по адресу<адрес> при разумном объективном подходе административным ответчиком должно было быть принято во внимание, что поскольку на земельном участке отсутствуют строения с назначением «магазин», то арендатор будет предпринимать меры, направленные на подготовку к строительству такого здания и данные действия могут занимать продолжительное время.

Пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен запрет на осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Из разъяснений, содержащихся в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 25, следует, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

Таким образом, суд принимает во внимание то, что учитывая разумные ожидания административного истца в части реализации конечной цели арендного соглашения - осуществления им строительства и дальнейшего использования магазина на земельном участке площадью 2642 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, факт совершения мероприятий, направленных на подготовку строительства этого объекта, действия департамента имущественных отношений по отказу в продлении срока действия договора аренды № от 12.07.2017г суд расценивает это как недобросовестное поведение арендодателя.

Кроме того, согласно пункту 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 98-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" арендодатель, являющийся владельцем государственного или муниципального недвижимого имущества, за исключением земельных участков, указанных в части 6 настоящей статьи, независимо от срока истечения договора аренды недвижимого имущества, заключенного по результатам проведения торгов в отношении недвижимого имущества до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, не вправе отказать арендатору, надлежащим образом исполнявшему свои обязанности до принятия такого решения, в заключении в 2020 году дополнительного соглашения к договору аренды о продлении срока аренды на срок до одного года на тех же условиях или иных согласованных сторонами условиях, не ухудшающих положение арендатора. Заключение такого дополнительного соглашения осуществляется без проведения торгов и оценки рыночной стоимости объекта аренды.

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ № "О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в целях предотвращения угрозы распространения на территории Краснодарского края коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Краснодарского края введенрежим функционирования "Повышенная готовность" для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Краснодарского края с 0 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ.

Указанный режим до настоящего времени не снят.

Таким образом, учитывая вышеуказанные правовые нормы, суд приходит к выводу, что департамент имущественных отношений администрации города Сочи необоснованно отказал ФИО1 в реализации права на заключение договора аренды на земельный участок площадью 2642 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в силу чего данное право подлежит восстановлению.

На основании ст.11 Гражданского кодекса РФ судебная защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке.

В соответствии со ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).

При этом, каких-либо доказательств, в опровержение доводов административного истца, административным ответчиком суду не представлено.

Согласно п.1.3 Положения о департаменте имущественных отношений администрации г. Сочи, утвержденным Решением Городского Собрания Сочи от ДД.ММ.ГГГГ №, департамент наделен правами юридического лица, имеет бюджетную смету, лицевые счета, печать с изображением герба города Сочи, иные печати, штампы и бланки установленного образца со своим наименованием.

В соответствии с пп. 4.3 Положения департамент имущественных отношений с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке, в том числе, подписывать договоры и соглашения с физическими и юридическими лицами по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.

Таким образом, департамент имущественных отношений администрации г. Сочи является надлежащим административным ответчиком.

С учетом установленных обстоятельств суд считает, что решение административного ответчика не отвечает требованиям закона и создает препятствия к осуществлению прав административного истца на заключение договора аренды земельного участка.

В соответствии с ч.9 ст.227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 298 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:


Административное исковое заявление ФИО1 к департаменту имущественных отношений администрации г.Сочи об оспаривании решения органа местного самоуправления- удовлетворить.

Признать незаконным и необоснованным отказ департамента имущественных отношений администрации города Сочи в предоставлении муниципальной услуги, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ №

Обязать департамент имущественных отношений администрации города Сочи заключить с ФИО1 дополнительное соглашение о продлении срока действия договора аренды № от 12.07.2017г земельного участка площадью 2642 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования – «магазины» (код 4.4), категория земель – земли населенных пунктов, установив новый срок действия договора аренды - по ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий

В.А. Власенко

РЕШЕНИЕ В ЗАКОННУЮ СИЛУ НЕ ВСТУПИЛО

«СОГЛАСОВАНО»



Суд:

Центральный районный суд г. Сочи (Краснодарский край) (подробнее)

Судьи дела:

Власенко Владислав Алексеевич (судья) (подробнее)


Судебная практика по:

Злоупотребление правом
Судебная практика по применению нормы ст. 10 ГК РФ