Решение № 2-236/2024 2-236/2024(2-5081/2023;)~М-2720/2023 2-5081/2023 М-2720/2023 от 14 февраля 2024 г. по делу № 2-236/2024Свердловский районный суд г. Перми (Пермский край) - Гражданское Дело № 2-236/2024 (2-5081/2023) УИД 59RS0007-01-2023-003422-30 Именем Российской Федерации 14 февраля 2024 года г. Пермь Свердловский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Берсенёвой О.П., при секретаре Костаревой А.А., с участием ФИО1, представителя ответчика ФИО2, рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о признании решения незаконным и возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, назначить досрочную пенсию, ФИО3 обратилась в суд с иском к ОСФР по Пермскому краю, указав, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа не менее 25 лет педагогической деятельности в организациях для детей, независимо от их возраста и несоблюдением срока обращения за предоставлением государственной услуги по установлению страховой пенсии. Из текста решения следует, что ответчиком исключены из специального стажа периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истец повторно обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, однако, решением от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности 25 лет. В специальный стаж истца не зачтены указанные выше периоды. Истец не согласна с указанным решением, считает его необоснованным, просит включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности ФИО1, периоды работы в должности логопеда с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии в части не включения в специальный трудовой стаж, дающий право на назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности ФИО1, указанных периодов работы в должности <данные изъяты>; признать незаконным решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика назначить и производить выплату досрочной трудовой пенсии по старости ФИО1 с даты обращения в пенсионный орган и не ранее возникновение права на ее получение; взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины размере <данные изъяты> Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований, привлечено МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Перми (правопреемник МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 100» г. Перми). Истец в судебном заседании требования искового заявления поддержала, пояснила, что деятельность истца является педагогической, истец имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с учетом отложенного права с даты подачи заявления. Представитель ответчика в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просила отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве. Согласно указанным возражениям, ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Отделение с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ. Решением Отделения № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа не менее 25 лет педагогической деятельности в организациях для детей, независимо от их возраста и несоблюдением срока обращения за предоставлением государственной услуги по установлению страховой пенсии. Согласно решению от ДД.ММ.ГГГГ специальный стаж ФИО1 на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> дней. В специальный стаж истца не включены следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> – отпуск без сохранения заработной платы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-00-03) – отпуск без сохранения заработной платы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) – отпуск без сохранения заработной платы. Документы, подтверждающие льготный характер работы истца в периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МБУ <данные изъяты>» ФИО1 в Отделение не представлены. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Отделение с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ. Решением Отделения № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с несоблюдением срока обращения за предоставлением государственной услуги по установлению страховой пенсии, предусмотренного пунктом 13 Правил №н. Согласно решению от ДД.ММ.ГГГГ специальный стаж истца составляет <данные изъяты> (25 лет выработано на ДД.ММ.ГГГГ), что дает ФИО1 право на страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ не ранее ДД.ММ.ГГГГ. В специальный стаж ФИО1 не включены, в частности, следующие спорные периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты><данные изъяты> – работа в должности <данные изъяты> который истцом не оспаривается; с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> поскольку согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица индивидуальные сведения в отношении указанных выше спорных периодов истца представлены работодателем в СФР без кода льготных условий. При этом отсутствуют какие-либо данные о том, что эти сведения относительно спорных периодов работы ФИО1 являются недостоверными. Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, согласно которому истец в спорный период времени осуществляла трудовую педагогическую деятельности на полную ставку в должности <данные изъяты>. Фактически осуществляла функциональные трудовые обязанности по педагогический должности «<данные изъяты>». Отсутствие в отчетной документации кода льготы обусловлена тем, что ответчиком предъявлялись требования об указании кода льготы только в отношении должности «<данные изъяты>», должность «<данные изъяты>» отсутствовал в Списке. Считает возможным удовлетворить заявленные истцом требования в полном объеме. Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, пришел к следующему. Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регулируется нормами Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту, Закон № 400-ФЗ) с применением норм ранее действовавшего законодательства только в той мере, в которой это предусмотрено указанным Федеральным законом. Как предусмотрено частью 1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины). Порядок и условия досрочного назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Закона № 400-ФЗ. Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. В соответствии со статьей 30 Закона № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности. Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Закона № 400-ФЗ). Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Закона № 400-ФЗ). В целях реализации положений статьи 30 Закона № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение». Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону (часть 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ). Как указано выше, частью 2 статьи 30 Закона № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Закона № 400-ФЗ). В части 4 статьи 30 Закона № 400-ФЗ указано, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности). В целях реализации положений статей 30 и 31 Закона № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее также - постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665). Подпунктом «м» пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Закона № 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, с учетом спорных периодов применяется список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; - Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 включительно; - Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно; - Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г. Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ОПФР по Пермскому краю с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ (л.д. 99-102). Решением ОПФР по Пермскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа не менее 25 лет педагогической деятельности в организациях для детей, независимо от их возраста и несоблюдением срока обращения за предоставлением государственной услуги по установлению страховой пенсии (л.д. 25-26, 98). Согласно решению от ДД.ММ.ГГГГ специальный стаж ФИО1 на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>. В специальный стаж истца не включены следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) – отпуск без сохранения заработной платы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) – отпуск без сохранения заработной платы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) – отпуск без сохранения заработной платы. Поскольку документы, подтверждающие льготный характер работы истца в периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности логопеда <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> ФИО1 не представлены, они также не были включены в специальный стаж. 01.01.2023 ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю (ОГРН <***>) изменило наименование на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ОСФР по Пермскому краю с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ. Решением ОСФР по Пермскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с несоблюдением срока обращения за предоставлением государственной услуги по установлению страховой пенсии, предусмотренного пунктом 13 Правил №н (л.д. 28, 117). Согласно решению от ДД.ММ.ГГГГ специальный стаж истца составляет <данные изъяты> (25 лет выработано на ДД.ММ.ГГГГ), что дает ФИО1 право на страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ не ранее ДД.ММ.ГГГГ. В специальный стаж ФИО1 не включены следующие спорные периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) – работа в должности <данные изъяты> который истцом не оспаривается; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> поскольку согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица индивидуальные сведения в отношении указанных выше спорных периодов истца представлены работодателем в СФР без кода льготных условий. При этом отсутствуют какие-либо данные о том, что эти сведения относительно спорных периодов работы ФИО1 являются недостоверными. Истцом заявлены требования о включении в специальный стаж для досрочного назначения пенсии для расчета размера пенсии по п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ следующих периодов работы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. К спорным периодам работы подлежит применению Список № 781 и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781. Также возможна оценка пенсионных прав истца путем последовательного применения: - Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 включительно; - Списка № 781 и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 для периода работы с 01.01.2002. Согласно пункту 3 вышеуказанных Правил № 781 исчисления периодов работы в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном данными Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке № 781. При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка. В пункте 1 раздела «Наименование учреждений» Списка № 781 предусмотрены общеобразовательные учреждения (школы всех наименований, лицей, гимназия, центр образования). В пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка – поименованы должности «логопед», «учитель-логопед», «учитель». Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы периоды выполнявшейся до 01.09.2000 работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами. Согласно пункту 1 Правил № 1067, работа в должностях (в том числе без занятия штатной должности), предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067, включается в выслугу при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад). Списке № 1067 также предусмотрены общеобразовательные учреждения (школы всех наименований, лицей, гимназия, центр образования), в размере «Наименование должностей» Списка – поименованы должности «логопед», «учитель-логопед», «учитель». В силу статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; периоды работы после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Аналогичный порядок подтверждения страхового стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии, предусмотрен Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 № 258н. Кроме того, согласно пункту 4 названного Порядка в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Согласно статье 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ. Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом В соответствии со статьей 28 Федерального закона «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку. По смыслу приведенных нормативных положений индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой пенсии, в том числе досрочной, в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Таким образом, по общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (например, архивными данными, справками работодателя, уточняющими занятость работника в соответствующих должностях и учреждениях, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Из указанных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» имеют лица, работавшие в должностях и в учреждениях для детей, поименованных в соответствующем разделе Списка № 781, т.е. в общеобразовательных (образовательных) учреждениях соответствующих видов (раздел 1) либо в учреждениях дополнительного образования (внешкольных учреждениях) (раздел 2) при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад) (за периоды с 01.09.2000), что в свою очередь должно быть подтверждено в установленном законом порядке. В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации). В соответствии с Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Минпроса СССР от 16.05.1985 № 94, постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2003 № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 № 603), приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) составляла 18 часов в неделю - для учителей 1 - 11 (12) классов образовательных учреждений. Из изложенных норм права следует, что право на досрочное назначение пенсии имеют учителя, осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в общеобразовательных учреждениях. Периоды их работы после 01 сентября 2000 года по общему правилу засчитываются в специальный стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (при работе в 1 - 11 (12) классах не менее 18 часов в неделю). В соответствии со статьей 28 Закона № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку. По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. При рассмотрении отказа пенсионного органа во включении в специальный стаж истца периодов, суд признает такой отказ законным по следующим основаниям. Истец зарегистрирована в системе персонифицированного учета ДД.ММ.ГГГГ, спорные периоды работы следуют после указанной даты и отражены страхователем -<данные изъяты>) без кода льготы, что подтверждается выписками из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (л.д. 109-116, 119-124). Судом установлено, что на основании заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, она принята на должность <данные изъяты> с заключением договора. Оплату подлежит производить в размере 1 ставки <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из приказа №/к от ДД.ММ.ГГГГ МОУ «СОШ №», копией заявления истца, копией трудового договора (л.д. 8, 9, 21-22). При этом трудовым договором норма часов педагогической работы за ставку заработной платы не установлена. Трудовая книжка истца не содержит записей о работе в спорный период времени (л.д. 68-73). Из представленной копии трудовой книжки, справок МБУ «Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам <адрес>» следует, что на дату заключения трудового договора с МОУ «СОШ №» истец работала по основному месту работы в МБУ «Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам <адрес>» в должности <данные изъяты> (л.д. 10, 11). Работа истца в МБУ «Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам <адрес>» не подлежит включению в специальный стаж истца в силу того, что указанное учреждение не соответствует учреждениям образования, поименованным в Списках, а также в силу несоблюдения условий, установленных в пункте 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №: на ДД.ММ.ГГГГ у истца не имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев. Данное обстоятельство истцом не оспаривается. ДД.ММ.ГГГГ уволена из <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ на основании личного заявления истец переведена на должность <данные изъяты>, <данные изъяты> что подтверждается выпиской из приказа от ДД.ММ.ГГГГ №-К. Согласно справке <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 работает по основному месту работы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> по настоящее время (л.д. 83). Как следует из лицевого счета <данные изъяты> ФИО1 назначена на должность <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ с заключением договора, оплату производить по 10 разряду с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15). Также истцом предоставлены справки, уточняющие условия работы, в соответствии с которыми ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (с учетом отвлечений) работает в <данные изъяты> в должности <данные изъяты>, работа связана с образовательным (воспитательным) процессом, указан код льготы. Периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в уточняющих, справках не указаны (л.д. 18-20, 131-133). Согласно справке, уточняющей условия работы № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которой ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в <данные изъяты> в должности <данные изъяты> указания о том, что работа связана с образовательным (воспитательным) процессом не имеется, имеется указание – выполнение обязанностей <данные изъяты>. Код льготы не проставлен (л.д. 16). Согласно штатных расписаний МОУ «СОШ №», в ДД.ММ.ГГГГ учебном году была предусмотрена ставка «<данные изъяты>», в ДД.ММ.ГГГГ – «<данные изъяты>» (л.д. 23, 24, 159, 160). На основании приказа МОУ «СОШ №» № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> ФИО1 установлена надбавка к заработной плате в размере <данные изъяты> % (в счет тарифного фонда) (л.д. 29, 158). Кроме того, истцом в материалы дела представлены расчетные листки за период с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30-82, 135-157), из которых не представляется возможным установить количество отработанных истцом часов в течение месяца (указаны дни). На запрос суда третьим лицом МАОУ «СОШ №» <адрес> представлены аналогичные документы. Кроме того, на запрос суда третьим лицом МАОУ «СОШ № 3» г. Перми представлены табели учета рабочего времени, в которых за период с ДД.ММ.ГГГГ количество отработанных часов не указано (указано «по договору»), с ДД.ММ.ГГГГ указана ставка ДД.ММ.ГГГГ количество отработанных часов, соответствующее <данные изъяты> часов в неделю. Также на неоднократные запросы суда МАОУ «СОШ № 3» г. Перми (ранее МОУ «СОШ № 100») представлены тарификационные списки МОУ «СОШ № 100» на ДД.ММ.ГГГГ и на ДД.ММ.ГГГГ из которых следует, что истец в спорные периоды времени на норму педагогической или учебной нагрузки не тарифицировалась, в том числе, ни как <данные изъяты>, ни как <данные изъяты>, ни как учитель <данные изъяты>. На основании приказа МОУ «СОШ № 100» № 95 от ДД.ММ.ГГГГ произведена тарификация педагогических кадров школы, в том числе истец тарифицирована как <данные изъяты> (после перевода на постоянное место работы). Таким образом, представленные приказы о распределении учебной нагрузки и тарификационные списки, иные письменные документы не подтверждают выполнение истцом работы именно в должности <данные изъяты> – <данные изъяты> при условии выполнения ею (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (при работе в 1 - 11 (12) классах не менее 18 часов в неделю). При этом должности учителя начальных классов, позволяющую не учитывать указанную норму педагогической нагрузки, истец в спорные периоды времени не занимала. Таким образом, суд соглашается с выводом ответчика о том, что отсутствуют какие-либо данные о том, что сведения индивидуального персонифицированного учета, поданные третьим лицом относительно спорных периодов работы ФИО1 без кода льготы, являются недостоверными. В связи с этим, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истца о возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности ФИО1, периоды работы в должности логопеда с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Пояснения третьего лица МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Перми об обоснованности требований истца суд принимает как необоснованными. Кроме того судом принимается во внимание поведение работодателя, который, дав пояснения об обоснованности требований истца, соответствующих действий по корректировке индивидуальных сведений в отношении истца не произвел. Истец просит возложить на ответчика обязанность назначить досрочную трудовую пенсию с даты обращения в пенсионный орган и не ранее возникновения права на ее получение. Суд при рассмотрении указанного требования приходит к следующему. Как указано выше, в силу части 1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Закона № 400-ФЗ. Статьей 21 Закона № 400-ФЗ определен порядок установления страховых пенсий, выплаты и доставки страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии. Согласно части 1 статьи 21 Закона № 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 22 Закона № 400-ФЗ, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть 1 статьи 22 Закона № 400-ФЗ). Исходя из части 2 статьи 22 Закона № 400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положения статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», предусматривая сроки, с которых назначается пенсия, наделяют гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) права на пенсионное обеспечение и способствуют своевременному обращению граждан за назначением пенсии (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22.12.2015 года № 2920-О, от 24.04.2018 года № 948-О). Из части 6 статьи 21 Закона № 400-ФЗ следует, что правила обращения за страховой пенсией и ее назначения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В соответствии с частью 6 статьи 21 Закона № 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила № 884н). В силу пункта 19 Правил № 884н заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста. Пунктом 23 Правил № 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации. В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом № 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Данные разъяснения применимы и при разрешении споров, связанных с реализацией права на назначение страховой пенсии по старости, так как в Законе № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» содержатся аналогичные нормы о порядке установления страховых пенсий и сроках их назначения (статьи 21, 22 названного федерального закона). Из приведенного нормативного правового регулирования, позиции Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что страховая пенсия по старости, в том числе назначаемая досрочно в соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на данную пенсию. При этом заявление о назначении пенсии может быть подано гражданином и до наступления пенсионного возраста, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста. Назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Если гражданин в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить гражданину пенсию со дня его обращения с заявлением в такой орган, а в случае обращения гражданина с заявлением о назначении пенсии ранее возникновения права на пенсию - с момента возникновения такого права. При этом пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» закреплено, что гражданам, которые указаны в пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных Приложением 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков. В соответствии с частью 1.1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. В соответствии с частью 1.1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Из изложенных норм материального права следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью указанной категории граждан считается отложенным. С днем подачи заявления в пенсионный орган федеральный законодатель связывает срок назначения пенсии, но не возникновение на нее права. Как было указано выше, специальный стаж истца рассчитан и признан ответчиком по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью <данные изъяты>. Это означает, что необходимый для назначения истцу пенсии 25-ти летний специальный стаж работы выработан ею ДД.ММ.ГГГГ, с учетом отложенного права право для назначения пенсии возникает ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ + <данные изъяты>). Таким образом, с учетом положений, предусмотренных частью 1.1. ст. 30 Закона № 400-ФЗ, ч. 3. ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» оснований для назначения пенсии истцу не имеется. Условия для назначения пенсии истцу пенсии верно определены ответчиком, оснований для признания незаконными отказов в назначении пенсии и назначения истцу пенсии судом также не усматривается, в связи с чем решения ответчика об отказе в назначении пенсии истцу являются законными. В связи с изложенным, суд не усматривает нарушений прав истца, оснований для удовлетворения иска у суда не имеется в полном объеме. Руководствуясь ст. ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Исковые требования ФИО1, дата рождения ДД.ММ.ГГГГ, место рождения <адрес>, СНИЛС № к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН <***>) оставить без удовлетворения в полном объеме. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме. Мотивированное решение составлено 16 апреля 2024 года. Судья: О.П. Берсенёва Суд:Свердловский районный суд г. Перми (Пермский край) (подробнее)Судьи дела:Берсенева Ольга Петровна (судья) (подробнее)Последние документы по делу: |