Решение от 6 марта 2024 г. по делу № А55-26503/2023




АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443001, г.Самара, ул. Самарская,203Б, тел. (846) 207-55-15

Именем Российской Федерации


РЕШЕНИЕ




06 марта 2024 года

Дело №

А55-26503/2023


Резолютивная часть решения объявлена 20 февраля 2024 года.

Решение в полном объеме изготовлено 06 марта 2024 года.

Арбитражный суд Самарской области

в составе судьи

ФИО1

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания ФИО2,

рассмотрев в судебном заседании 20 февраля 2024 дело по заявлению

ООО «Самарский Деловой Центр», ИНН <***>, г. Самара,

к Министерству строительства Самарской области, г. Самара,

третьи лица: АО АКБ «Газбанк» в лице конкурсного управляющего – Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов», Администрация Октябрьского внутригородского района городского округа Самара, Государственная инспекция строительного надзора,

о признании незаконным решения

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО3, по доверенности,

от ответчика – ФИО4, по доверенности,

от иных лиц – не явились, извещены



установил:


ООО «Самарский Деловой Центр» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Министерства строительства Самарской области, выраженного в уведомлении от 29.05.2023 № МС/3809 об отказе в продлении срока действия разрешения № 63-301000-164-2017 от 21.09.2017 на строительство объекта капитального строительства «Строительство многоквартирных домов с размещением на первом этаже нежилых объектов со встроенными гаражами по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Лесная, 23 (дом 1); об обязании Министерства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем продления срока действия разрешения № 63-301000-164-2017 от 21.09.2017 на 12 месяцев в течение десяти рабочих со дня вступления решения в законную силу.

Представитель заявителя требования поддержал.

Представитель заинтересованного лица, возражал против удовлетворения заявленных требований, по основаниям указанным в представленном отзыве и представленных дополнениях к отзыву, которые приобщены судом к материалам дела в порядке ст. 81 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, 21 сентября 2017г. ООО «Самарский Деловой Центр» выдано разрешение №63- 301000-164-2017 на строительство объекта капитального строительства «Строительство многоквартирных домов с размещением на первом этаже нежилых объектов со встроенными гаражами по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Лесная, 23 (дом 1).

Срок действия указанного разрешения - до 29.05.2020. В дальнейшем действие разрешения было продлено до 29.05.2021 года.

22.05.2023 ООО «Самарский Деловой Центр» обратилось в Министерство строительства Самарской области с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство объекта №63-301000-164-2017 от 21.09.20217 сроком на 12 месяцев.

Уведомлением от 29.05.2023 №МС/3809 Обществу было отказано в продлении срока действия разрешения на строительство №63-301000-164-2017 от 21.09.20217, в связи с тем, что строительство объекта капитального не осуществляется.

ООО «Самарский Деловой Центр» считает отказ Министерства строительства Самарской области незаконным и необоснованным, уведомление об отказе в продлении срока действия разрешения на строительство нарушает его права и законные интересы.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Установив фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, арбитражный суд находит требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующих мотивов.

В соответствии со ст.51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

Частью 19 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства.

Согласно части 21.14 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство) уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы принимают решение о внесении изменений в разрешение на строительство или об отказе во внесении изменений в такое разрешение с указанием причин отказа.

Пунктом 7 части 21.15 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основанием для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство является наличие у уполномоченных на выдачу разрешений на строительство органа местного самоуправления информации о выявленном в рамках государственного строительного надзора, государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля факте отсутствия начатых работ по строительству на день подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство в связи с продлением срока действия такого разрешения.

Согласно пункту 7 части 21.15 статьи 51 Градостроительного кодекса основанием для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство является наличие у уполномоченных на выдачу разрешений на строительство органа исполнительной власти информации об отсутствии начатых работ по строительству, реконструкции на день подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство в связи с продлением срока действия такого разрешения или информации органа государственного строительного надзора об отсутствии извещения о начале данных работ.

В этом случае уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления обязаны запросить такую информацию в соответствующих органе государственной власти или органе местного самоуправления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

Таким образом, законом установлены два основания для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство: отсутствие начатых работ по строительству на день подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство и/или отсутствие извещения о начале данных работ.

Как указывает Министерство строительства Самарской области, по информации государственной инспекции строительного надзора Самарской области, извещение о начале строительства объекта поступило в инспекцию 06.04.2021.

Согласно сведениям, полученным Министерством от администрации Октябрьского внутригородского района городского округа Самара, в рамках муниципального земельного контроля выявлен факт отсутствия начатых работ по строительству. Данное обстоятельство подтверждено письмом Администрации Октябрьского внутригородского района городского округа Самара от 26.05.2023 № 10/23, а также фотоматериалами..

Таким образом, у министерства имелась представленная уполномоченным органом информация об отсутствии факта начатых работ, на основании которой министерством было принято решение об отказе во внесении изменений в разрешение на строительство в связи с продлением срока его действия, выраженное в уведомлении о29.05.2023 №МС/3809.

Возражая против указанных доводов Министерство указывает следующее.

Арбитражным судом Самарской области при рассмотрении дела №А55-20286/2021 установлено, что направление ООО «Самарский деловой центр» извещения от 05.04.2021 о начале строительства носит формальный характер и не отвечает требованию закона об обязательном государственном строительном надзоре.

Суд пришел к выводу, что заявителем не выполнено требование о надлежащем извещении государственной инспекции строительного надзора о начале строительных работ, что является дополнительным основанием для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство согласно п. 7 ч. 21.15 ст. 51 Кодекса.

Таким образом у Министерства имелась представленная уполномоченными органами информация об отсутствии факта начатых работ, а также об отсутствии извещения о начале данных работ, на основании которой Министерством было принято решение об отказе во внесении изменений в разрешение на строительство в связи с продлением срока его действия , выраженное в уведомлении от 29.05.2023 г.

Довод заявителя и третьего лица о том, что срок действия разрешения на строительство следует считать продленным до 29.05.2023, отклоняется судом ввиду следующего.

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 №440 на один год продлевается срок действия разрешения на строительство , срок действия которых истекал после дня вступления в силу настоящего постановления до 01.01.2021.

Как установленном судом, Министерством при рассмотрении заявления ООО «Самарский деловой центр» от 29.05.2020 в разрешении на строительство была сделана запись о том, что в соответствии с постановлением №440 действие разрешения на строительство продлено до 29.05.2021. При этом основания для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство , предусмотренные п. 7 ч. 21.15 ст. 51 Кодекса, учтены не были.

Вместе с тем, согласно разъяснениям Министерства строительства жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, изложенным в письме от 24.08.2020 №33225-ИФ/03, особенности, предусмотренные постановлением №440, подлежат применению к п. 8 ч. 21.15 ст. 51 Кодекса. При этом в случае обращения с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство основания для отказа в таком продлении, предусмотренные п. 7 ч. 21.15 ст. 51 Кодекса, подлежат применению.

Данные обстоятельства, в том числе являлись предметом исследования в рамках дела №А55-20286/2021.

В соответствии с ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

С учетом принципов обеспечения устойчивого развития территорий, территориального планирования и градостроительного зонирования, а также сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, срок строительства не может продлеваться неограниченное количество раз в отсутствие объективных обстоятельств, препятствовавших его осуществлению в установленные сроки.

Реализация права на получение разрешения на строительство (на продление срока его действия) предусматривает добросовестность застройщика и разумность его действий.

Поскольку заявитель не производил строительные работы в период действия разрешения на строительство и не приступил к их производству на момент обращения с заявлением о его продлении, при отсутствии объективных причин, препятствовавших их производству в установленные сроки, суды правильно посчитали законным отказ администрации в продлении разрешения на строительство.

Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20.12.2019 по делу № А19-1044/2019, оставленному без изменений определением Верховного Суда Российской Федерации от 20.03.2020 № 302- ЭС20-1714.

Приведенные заявителем доводы о продлении срока действия разрешения не приняты судом ввиду следующего.

Заявитель неоднократно обращался в адрес Министерства с заявлениями о продлении срока действия разрешения, а именно 16.04.2021, 28.04.2021, 13.05.2021, 28.05.2021.

Во всех указанных случаях министерством было принято решение об отказе в продлении срока действия разрешения на строительство в соответствии с положениями п. 7 ч. 21.15. ст. 51 Кодекса, что подтверждается материалами дела.

Указанные решения об отказе не отменены и являются действующими, в связи с чем, доводы заявителя и третьего лица о том, что срок действия разрешения на строительство следует считать до 29.05.2023, являются ошибочными.

Кроме того, суд принял во внимание следующие обстоятельства.

Государственная инспекция строительного надзора Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора.

Деятельность Инспекции в 2021 году регламентировалась Градостроительным кодексом Российской Федерации, -Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» (далее - Положение), а также Положением об Инспекции, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 18.01.2006 № 1.

Застройщик - ООО «Самарский Деловой Центр» 06.04.2021г. направил в Инспекцию извещение от 05.04.2021г. (вх.№ 1665 от 06.04.2021г.) о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства - «Строительство многоквартирных домов с размещением на первом этаже нежилых объектов со встроенными гаражами по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Лесная, 23 (дом 1)», с необходимыми для осуществление государственного строительного надзора документами, в соответствии со статьей 49 ГрК РФ.

В соответствии с ч. 5 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик (технический заказчик) заблаговременно, но не позднее, чем за семь рабочих дней до начала строительства Объекта должен направить в уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы:

2) проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства;

В нарушение п.2 ч. 5 ст. 52 ГрК РФ к представленному извещению о начале строительства не приложена проектная документация в полном объеме.

14.04.2021г. Инспекцией в адрес ООО «Самарский Деловой Центр» (исх. № ГИСН-01-16/893) направлено письмо с требованием о предоставлении проектной документации в полном объеме.

Инспекция разъяснила, что при таких обстоятельствах Инспекция в рамках существующих полномочий и компетенции не имеет правовых оснований для осуществления государственного строительного надзора.

Кроме того, Инспекцией в адрес конкурсного управляющего юридического лица было направлено информационное письмо с разъяснениями о необходимости направления проектной документации в полном объеме для осуществления регионального государственного строительного надзора на указанном объекте.

Доказательств обратного суду не представлено.

В соответствии с ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Арбитражный суд на основании вышеизложенного пришёл к выводу о том, что Решение Министерства строительства Самарской области, выраженное в Уведомлении от от 29.05.2023 № МС/3809 об отказе ООО «Самарский Деловой Центр» в продлении срока действия разрешения №63-301000-164-2017 от 21.09.2017 на строительство является законным и обоснованным.

При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.


Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167-170, 176, 201, 206, 211, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,



Р Е Ш И Л:


В удовлетворении заявленных требований отказать.


Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.


Судья


/
ФИО1



Суд:

АС Самарской области (подробнее)

Истцы:

ООО "Самарский Деловой Центр" (ИНН: 6316078251) (подробнее)

Ответчики:

Министерство строительства Самарской области (подробнее)

Иные лица:

Государственная инспекция строительного надзора по Самарской области (подробнее)
Администрация Октябрьского района г. Самары (подробнее)
Ао АКБ "ГазБанк" В лице к/у ГК АСВ (подробнее)

Судьи дела:

Максимова В.А. (судья) (подробнее)