Постановление от 4 декабря 2023 г. по делу № А41-45799/2023




ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

117997, г. Москва, ул. Садовническая, д. 68/70, стр. 1, www.10aas.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ


10АП-23230/2023

Дело № А41-45799/23
04 декабря 2023 года
г. Москва




Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2023 года


Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего-судьи Иевлева П.А.,

судей Немчиновой М.А., Стрелковой Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Жидок Д.Ю.,

при участии в заседании:

от истца по делу - ФКП "НИЦ РКП" – ФИО1 по доверенности от 18.08.2023, диплом о высшем юридическом образовании; ФИО2 по доверенности от 23.12.2022, диплом о высшем юридическом образовании;

от ответчика по делу - АО "ЦЭНКИ" – ФИО3 по доверенности от 07.04.2023, диплом о высшем юридическом образовании;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФКП "НИЦ РКП" на решение Арбитражного суда Московской области от 06 октября 2023 года по делу № А41-45799/23 по иску ФКП "НИЦ РКП" к АО "ЦЭНКИ" о внесении изменений в государственный контракт от 26.12.2019,



УСТАНОВИЛ:


ФКП "НИЦ РКП" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к АО "ЦЭНКИ" о внесении (с учетом принятых судом, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнений исковых требований) изменения в государственный контракт от 26.12.2019 № 1920730300062000000000000/6 в части обязания АО «ЦЭНКИ» предоставлять товарные накладные формы ТОРГ-12, счета-фактуры, товарнотранспортные накладные (форма 1-Т) с приложениями к ней № 4 «(Транспортная накладная)» и № 8 «(Сопроводительная ведомость)» к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом» от поставщика – АО «ЦЭНКИ», даты вышеуказанных документов должны соответствовать датам их представления

Решением Арбитражного суда Московской области от 06 октября 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.

ФКП "НИЦ РКП" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.

В судебном заседании представители ФКП "НИЦ РКП" в своих выступлениях поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Представитель АО "ЦЭНКИ" в своем выступлении возражал против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 26.12.2019 между ФКП «НИЦ РКП» (заказчик) и АО «ЦЭНКИ» (генподрядчик) заключен государственный контракт № 1920730300062000000000000/6 (далее - контракт), по условиям которого генподрядчик обязуется в соответствии с условиями государственного контракта выполнить работы по объекту капитального строительства «Реконструкция и техническое перевооружение стендовой базы (2 очередь)» в объеме выделяемого финансирования в рамках ГОЗ и своевременно сдать заказчику результат выполненных работ в порядке и в сроки, предусмотренные государственным контрактом, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы, предусмотренные пунктом 2.1 государственного контракта, в порядке и на условиях, предусмотренных государственным контрактом (п.п. 2.1, 2.2 контракта).

Работы выполняются генподрядчиком в полном соответствии с требованиями технического задания (далее - ТЗ) (Приложение № 4 к государственному контракту), проектной документацией, перечень которой определен в Приложении № 2 к государственному контракту, получившей положительные заключения Государственной экспертизы ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 16.10.2017 № 1107-17/ГГЭ-10779/03 и № 1110- 17/ГГЭ-10779/10 и рабочей документацией в объеме, предусмотренным сводным сметным расчетом (Приложение № 6 к государственному контракту) (п. 2.3 контратка).

Согласно пункту 2.5 контракта государственный контракт заключен в целях выполнения государственного оборонного заказа. На отношения сторон и всей кооперации генподрядчика распространяются требования Федерального закона № 275-ФЗ.

Цена контракта составляет 577 373 860 руб. 00 коп., в том числе НДС - 20% (п. 3.1 контракта, в редакции дополнительного соглашения № 4 от 17.12.2020).

Порядок сдачи-приемки выполненных работ согласован сторонами в разделе 11 контракта.

Согласно пункту 11.1 контракта промежуточная приемка выполненных работ за отчетный месяц производится заказчиком следующим образом:

11.1.1. Сдача-приемка выполненных работ за текущий (отчетный) месяц осуществляется на основании Журналов учета выполненных работ (форма № КС6а), по Акту о приемке выполненных работ (форма № КС-2), Справке о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3) с приложением к ним заверенных копий товарных, товарнотранспортных накладных на поставку материалов (оборудования) субподрядной организацией, используемых для производства работ (ТОРГ-12, 1-Т) по государственному контракту и счета - фактуры к ним, либо универсального передаточного документа (УПД) с обязательным приложением товарно-транспортной накладной (1-Т) субподрядной организации, заверенные копии документов субподрядной организации на материалы и оборудование, подтверждающие их качество (сертификат/декларация соответствия, свидетельство, технический паспорт, протокол испытаний, проверенного в установленном порядке комплекта исполнительной документации на предъявляемые выполненные работы и т.д.). При этом, подписание Актов о приемке выполненных работ по форме КС-2 и Справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 не означает принятия промежуточного результата работ заказчиком и не влечет перехода риска гибели и результата работ к заказчику. Указанные в настоящем пункте документы предоставляются в количестве 5 (пяти) экземпляров.

11.1.2. генподрядчик представляет заказчику первичные учетные документы, указанные в пункте 11.1.1, с сопроводительным письмом в срок не позднее 25 (двадцать пятого) числа текущего (отчетного) месяца, а также Исполнительную документацию на выполненные работы, оформленные должным образом, с сопроводительным письмом в срок не позднее 20 (двадцатого) числа текущего (отчетного) месяца.

11.1.3. Заказчик в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения указанных документов рассматривает их и направляет генподрядчику подписанный со своей стороны 1 (один) экземпляр указанных документов или мотивированный отказ от приемки выполненных работ с перечнем необходимых к устранению Недостатков и замечаний, и сроков их устранения. При отсутствии замечаний производит их оплату.

Генподрядчик обязан за собственный счет устранить недостатки и замечания в указанный для устранения срок, а если такой срок не установлен, то в течение 10 (десяти) календарных дней с момента обнаружения соответствующих Недостатков и замечаний.

11.1.3.1. При завершении выполнения работ (этапа выполнения государственного контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ) по государственному контракту генподрядчик обязан письменно уведомить заказчика, лицо, осуществляющее строительный контроль от имени заказчика, об их завершении (далее - уведомление о завершении работ) с приложением документов в объеме, необходимом для сдачи - приемки выполненных работ, в том числе:

- подписанного со своей стороны акта сдачи-приемки выполненных работ (форма КС-2 - 4 экз.) в отношении этапа выполнения государственного контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ;

- исполнительной документацией на выполненные работы в составе и объеме, предусмотренном законодательством Российской Федерации и государственным контрактом, в том числе на электронном носителе, с приложением перечня входящих в ее состав документов.

- иные документы, предусмотренные п. 11.1.1. контракта.

11.1.3.2. К моменту передачи заказчику любого отчетного документа (в том числе акта сдачи-приемки выполненных работ, актов скрытых работ и т.д.) генподрядчик обязан подписать документы, а также получить согласование (в виде визирования) таких документов от лица, осуществляющего от имени Заказчика приемку выполненных работ (услуг). Документы, не согласованные с лицом, осуществляющим выполненных работ от имени заказчика, и (или) документы, не подписанные сторонами, заказчиком не принимаются.

11.1.3.3. Заказчик в срок не позднее 10 (десяти) рабочих дней со дня получения от генподрядчика уведомления о завершении работ и прилагаемых документов, указанных в п. 11.1.3.1. государственного контракта:

- осуществляет осмотр выполненных работ при участии генподрядчика;

- осуществляет проверку сведений о видах и объемах фактически выполненных работ, содержащихся в представленной исполнительной документации, на соответствие Технической документации переданной генподрядчику;

- подписывает представленный акт сдачи-приемки выполненных работ, либо направляет генподрядчику почтовым отправлением (либо с использованием иных средств связи и доставки корреспонденции) письменные возражения и (или) замечания с требованием об устранении выявленных недостатков (дефектов) и (или) документации.

В соответствии с пунктом 11.3 контракта сдача выполненных работ генподрядчиком и их приемка, оформляется Актом приемки законченного строительством объекта (форма № КС-11) и осуществляется в течение 30 (тридцать) календарных дней с даты начала работы комиссии. Подписание данного акта является основанием для завершения взаиморасчетов по государственному контракту.

Как указывает истец, передача оборудования от генподрядчика заказчику по спорному контракта должна сопровождаться передачей соответствующих товаросопроводительных документов, вместе с тем, в пункте 11.1.1 контракта не указана товарная накладная ТОРГ-12, которую АО «ЦЭНКИ» должно оформлять при поставке материалов (оборудования) в ФКП «НИЦ РПК».

Ссылаясь на наличие существенных условий, необходимых для изменения согласованного сторонами порядка сдачи-приемки работ по контракту в части обязания генподрядчика представлять заказчику товарные накладные формы ТОРГ-12 на материалы и оборудование, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции признал их необоснованными.

Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обоснованность выводов суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.

При заключении и исполнении контракта не допускается согласно части 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ изменение его условий, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и статьей 95 Закона № 44-ФЗ.

На основании пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в перечисленных в ней случаях, в том числе, если возможность изменения условий контракта предусмотрена документацией о закупке и контрактом.

Из указанного следует, что статьей 95 Закона № 44-ФЗ установлены исчерпывающие основания для изменения существенных условий государственного контракта.

Суд апелляционной инстанции согласен с позицией суда первой инстанции об отсутствии каких-либо чрезвычайных обстоятельств, которые стороны не могли бы преодолеть при необходимой степени заботливости и осмотрительности.

Сохранение условий государственных и муниципальных контрактов в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и в документации об аукционе, невозможность ведения переговоров между заказчиками и участниками закупок (статья 46 Закона о контрактной системе) и исполнение контракта на условиях, указанных в документации, направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении аукциона и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.

Данная правовая позиция приведена в «Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017.

В то же время, с 28.05.2022 введен в действие Федеральным законом от 08.03.2022 № 46-ФЗ пункт 65.1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ, предусматривающим возможность изменения существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при его исполнении возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.

Таким образом, по смыслу названной нормы закона № 44-ФЗ истцу необходимо доказать факт возникновения обстоятельств, независящих от сторон контракта, и влекущих невозможность его исполнения.

Как правомерно указал суд первой инстанции, изменения, на которых настаивает истец, являясь лицом, в чьих интересах заключался спорный государственный контракт, и который сам определял все его условия, не являются существенными, поскольку могли быть предвидены.

Несогласие истца с отдельными условиями контракта, которое сформировалось в процессе фактического его исполнения, не может свидетельствовать о существенном изменении обстоятельств, предусмотренных статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации

Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд



ПОСТАНОВИЛ:


решение Арбитражного суда Московской области от 06.10.2023 по делу № А41-45799/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.


Председательствующий cудья



П.А. Иевлев


Судьи



М.А. Немчинова


Е.А. Стрелкова



Суд:

10 ААС (Десятый арбитражный апелляционный суд) (подробнее)

Истцы:

ФКП "НИЦ РКП" (ИНН: 5042006211) (подробнее)

Ответчики:

АО "ЦЕНТР ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ НАЗЕМНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ" (ИНН: 9702013720) (подробнее)

Судьи дела:

Немчинова М.А. (судья) (подробнее)