Решение от 7 марта 2024 г. по делу № А76-37668/2023




Арбитражный суд Челябинской области

Именем Российской Федерации


Р Е Ш Е Н И Е


Дело № А76-37668/2023
07 марта 2024 года
г. Челябинск




Резолютивная часть решения объявлена 22 февраля 2024года

Решение в полном объеме изготовлено 07 марта 2024 года


Судья Арбитражного суда Челябинской области Мрез И. В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению АО «Челябинское пассажирское автотранспортное предприятие № 4» к Центральному Банку Российской Федерации, Уральскому главному управлению (отделение по Челябинской области) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены


УСТАНОВИЛ:


АО «Челябинское пассажирское автотранспортное предприятие № 4» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением Центральному Банку Российской Федерации, Уральскому главному управлению (отделение по Челябинской области), в котором просит постановление от 14.11.2023 № ТУ-75-ЮЛ-23-9338/3110-1 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № ТУ-75-ЮЛ-9338 и определение от 14.11.2023 № ТУ-75-ЮЛ-23-9338/3110-1 об отказе в удовлетворении ходатайства отменить, производство по делу прекратить.

Уральское главное управление (отделение по Челябинской области) в материалы представлен отзыв, в соответствии с которым просило в удовлетворении требований отказать, считает, что оснований для применения малозначительности не имеется.

Исследовав представленные в материалы дела документы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, постановлением Центрального Банка Российской Федерации, Уральского главного управления (отделение по Челябинской области) от 14.11.2023 № ТУ-75-ЮЛ-23-933 8/3110-1 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №ТУ-75-ЮЛ-23-9338 АО «Челябинское пассажирское автотранспортное предприятие № 4» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 350 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением о привлечении к административной ответственности, заявитель обратился в суд с требованием о его отмене.

Основанием для вынесения обжалуемого постановления послужило следующее.

Банком России в лице Управления корпоративных отношений Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - Уральское ГУ Банка России) проведены контрольно-надзорные мероприятия в отношении АО «ЧПАТП № 4».

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц АО «ЧПАТП № 4» зарегистрировано в качестве акционерного общества 26.01.1996 и, являясь эмитентом эмиссионных ценных бумаг, обязано исполнять требования ГК РФ и Федерального закона № 208-ФЗ.

В соответствии с выпиской из реестра эмиссионных ценных бумаг акции Общества публично (путем открытой подписки) не размещались.

Согласно сведениям ЕГРЮЛ, а также Уставу Общества (утвержден общим собранием акционеров АО «ЧПАТП № 4», протокол 2 от 30.06.2015) наименование АО «ЧПАТП № 4» не содержит указание на то, что Общество является публичным.

Уральским ГУ Банка России сделан вывод, что АО «ЧПАТП № 4» является непубличным акционерным обществом.

Согласно информации, представленной в Уральское ГУ Банка России Акционерным обществом «Независимая регистраторская компания Р.О.С.Т.», являющимся реестродержателем АО «ЧПАТП № 4», по состоянию на

31.12.2022, 02.05.2023, 04.07.2023 количество акционеров Общества составляло 163 лица.

Уральское ГУ Банка России пришло к выводу, что в соответствии с пунктом 1.1 статьи 92 Федерального закона № 208-ФЗ Общество обязано раскрывать годовой отчет Общества.

Текст годового отчета акционерного общества должен быть доступен на странице в сети «Интернет» в течение не менее 3 лет с даты его опубликования в сети «Интернет» (пункт 57.4 Положения № 714-П).

Согласно протоколу годового общего собрания акционеров Общества годовой отчет общества за 2022 год был утверждён 28.06.2023. Протокол общего собрания акционеров составлен также 28.06.2023.

Таким образом, предельный срок для раскрытия годового отчета Общества за 2022 год - 30.06.2023.

Перечень информационных агентств, аккредитованных на проведение действий по раскрытию информации о ценных бумагах и об иных финансовых инструментах, размещен на сайте Банка России в сети Интернет:

ООО «Интерфакс - Центр раскрытия корпоративной информации», адрес страницы в сети Интернет http://e-disclosure.ru:

АО «Агентство экономической информации «ПРАЙМ», адрес страницы в сети Интернет http://disclosure.lprime.ru:

ООО «Система комплексного раскрытия информации и новостей», адрес страницы в сети Интернет http://disclosure.skrin.ru;

ЗАО «Анализ, Консультации и Маркетинг», адрес страницы в сети Интернет http://disclosure.ru;

АНО «Ассоциация защиты информационных прав инвесторов», адрес страницы в сети Интернет http://e-disclosure.azipi.ru.

При осуществлении мониторинга раскрытия Обществом информацииустановлено, что Общество осуществляет раскрытие информации на странице всети Интернет по адресу: http://www.disclosure.lprime.ru/Portal/Default.aspx?emid=7447019879 (далее -страница в сети Интернет).

Посредством обращения к странице в сети Интернет установлено, что годовой отчет Общества за 2022 год не раскрыт в срок до 30.06.2023 (включительно).

Материалами административного дела установлено, что во исполнение предписания Банка России от 13.10.2023 № Т5-22-2/62765 АО «ЧПАТП № 4» раскрыло на странице в сети Интернет годовой отчет Общества за 2022 год 01.11.2023.

В результате рассмотрения заявления административным органом установлено, что АО «ЧПАТП № 4» нарушило требования пункта 1.1 статьи 92 Федерального закона № 208-ФЗ и пункта 57.3 Положения № 714-П.

31.10.2023 главным юрисконсультом 1 категории сектора правового обеспечения банковской деятельности и деятельности финансовых организаций юридического лица Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения по Челябинской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации в отношении АО «ЧПАТП № 4» составлен протокол об административном правонарушении № ТУ-75-ЮЛ-23-9338/1020-1 по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ.

14.11.2023 заместителем управляющего Отделением по Челябинской области Уральского Главного управления Центрального Банка РФ вынесено постановление №ТУ75-ЮЛ-23-9338/3110-1, которым АО «ЧПАТП № 4» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ в виде взыскания административного штрафа в размере 350 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.


В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение на предмет законности и обоснованности в полном объеме.

Частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.


В соответствии со статьей 76.2 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России. является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов.

Банк России вправе проводить проверки деятельности эмитентов и участников корпоративных отношений, направлять им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также применяет иные меры, предусмотренные федеральными законами.

Права и обязанности акционерных обществ определены Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Федеральный закон № 208-ФЗ). .

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) АО «ЧПАТП № 4» зарегистрировано в качестве акционерного общества 26.01.1996 и, являясь эмитентом эмиссионных ценных бумаг, обязано исполнять требования Гражданского кодекса Российской Федерации (далее —ГК РФ) и Федерального закона № 208-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 66.3 ГК РФ публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.

Акционерное общество, которое не отвечает признакам, указанным в пункте 1 статьи 66.3 ГК РФ, признается непубличным (пункт 2 статьи 66.3 ГК РФ).

В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в ЕГРЮЛ содержатся, в том числе, сведения о полном и (в случае, если имеется) сокращенном наименовании юридического лица, фирменном наименовании для коммерческих организаций на русском языке.

В соответствии с выпиской из реестра эмиссионных ценных бумаг акции Общества публично (путем открытой подписки) не размещались.

Согласно пунктам 1, 26 статьи 30 Федерального закона от 22,04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - Федеральный закон № 39-ФЗ) под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию. Состав и объем информации, порядок и сроки ее раскрытия и предоставления на рынке ценных бумаг, а также порядок и сроки предоставления отчетов профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными актами Банка России.

Порядок раскрытия информации на рынке ценных бумаг регламентирован Положением Банка России от 27.03.2020 № 714-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (далее -Положение № 714-П).

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 92 Федерального закона № 208-ФЗ непубличное общество с числом акционеров более пятидесяти обязано раскрывать годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах для раскрытия информации на рынке ценных бумаг.

Согласно информации, представленной в Уральское ГУ Банка России Акционерным обществом «Независимая регистраторская компания Р.О.С.Т.», являющимся реестродержателем АО «ЧПАТП № 4», по состоянию на 31.12.2022, 02.05.2023, 04.07.2023 количество акционеров Общества составляло 163 лица.

Таким образом, в соответствии с пунктом 1.1 статьи 92 Федерального закона № 208-ФЗ Общество обязано раскрывать годовой отчет Общества.

В соответствии с пунктом 57.3 Положения № 714-П акционерное общество обязано опубликовать текст годового отчета на странице в сети «Интернет» в срок не позднее 2 рабочих дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) общего собрания акционеров или заседания совета директоров (наблюдательного совета), на котором принято решение об утверждении годового отчета акционерного общества (даты составления документа, которым оформлено решение единственного акционера об утверждении годового отчета акционерного общества).

Текст годового отчета акционерного общества должен быть доступен на странице в сети «Интернет» в течение не менее 3 лет с даты его опубликования в сети «Интернет» (пункт 57.4 Положения № 714-П).

Согласно протоколу годового общего собрания акционеров Общества годовой отчет общества за 2022 год был утверждён 28.06.2023. Протокол общего собрания акционеров составлен также 28.06.2023.

Таким образом, предельный срок для раскрытия годового отчета Общества за 2022 год - 30.06.2023.

В соответствии с пунктом 1.6 Положения № 714-П при опубликовании информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, за исключением публикации в ленте новостей, а также случаев, предусмотренных пунктами 1.7, 73.6 Положения № 714-П, эмитент должен использовать страницу в сети Интернет, предоставляемую одним из аккредитованных агентств.

Аккредитованное агентство обязано обеспечить свободный и необременительный доступ к информации эмитента, опубликованной на предоставленной им странице в сети Интернет.

Посредством обращения к странице в сети Интернет установлено, что годовой отчет Общества за 2022 год не раскрыт в срок до 30.06.2023 (включительно).

При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что во исполнение предписания Банка России от 13.10.2023 № Т5-22-2/62765 АО «ЧПАТП № 4» раскрыло на странице в сети Интернет годовой отчет Общества за 2022 год 01.11.2023.

Из вышеизложенного следует, что АО «ЧПАТП № 4» нарушило требования пункта 1.1 статьи 92 Федерального закона № 208-ФЗ и пункта 57.3 Положения № 714-П.

Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты вce зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина заявителя в совершении вышеназванного правонарушения установлена административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении.

В рассматриваемом случае возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена административная ответственность, у АО «ЧПАТП № 4» имелась, однако им не были приняты все возможные и зависящие от него меры по их соблюдению.

На основании изложенного, действия (бездействие) АО «ЧПАТП № 4» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.

Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за вмененное заявителю правонарушение, на дату вынесения оспариваемого постановления не истек.

Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не установлено.

Заявитель, обжалуя постановление о привлечении к административной ответственности, ссылается на малозначительность совершенного правонарушения.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

КоАП РФ не содержит исключений применения приведенной нормы в отношении какого-либо состава административного правонарушения.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Установление содержания понятия малозначительности делегировано судьям, органам, должностным лицам, уполномоченным решать дело об административном правонарушении.

Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В соответствии пунктом 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20.11.2008 № 60 при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Следовательно, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношением может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.

В частности, существенная степень угрозы охраняемым общественным отношениям имеет место в случае пренебрежительного отношения лица к установленным правовым требованиям и предписаниям (публичным правовым обязанностям).

Оценив конкретные обстоятельства совершения АО «ЧПАТП № 4» административного правонарушения, характер и степень общественной опасности, суд приходит к выводу о том, что при формальном наличии всех признаков состава вмененного правонарушения оно не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Данный вывод основывается на отсутствии установленных фактов причинения вреда действиями АО «ЧПАТП № 4».

Вывод об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, а также об отсутствии причинения вреда заявителю основан на следующих обстоятельствах.

Более того, привлечение заявителя к ответственности не будет оправдывать установленной законом цели. Применение статьи 2.9 КоАП РФ соответствует не только интересам лица, привлекаемого к административной ответственности, но и интересам государства, поскольку нерационально принимать административные меры, необходимость в которых отсутствует. Охраняемым правоотношениям обеспечивается адекватная защита, в то же время факт возбуждения административного дела и объявления устного замечания выполняют предупредительную функцию.

Таким образом, принимая во внимание все вышеперечисленные обстоятельства, установленные по настоящему делу, суд полагает возможным освободить заявителя от административной ответственности в силу малозначительности совершенного административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 211 АПК РФ, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:


Отменить постановление Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения по Челябинской области Уральского главного управления №ТУ-75-ЮЛ-23-9338/2110-1 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 14.11.2023, ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Челябинской области.


Судья И.В. Мрез



Суд:

АС Челябинской области (подробнее)

Истцы:

АО "Челябинское пассажирское автотранспортное предприятие №4" (ИНН: 7447019879) (подробнее)

Ответчики:

Центральный банк России в лице Главного Управления Центрального Банка России по Челябинской области (ИНН: 7702235133) (подробнее)

Судьи дела:

Мрез И.В. (судья) (подробнее)