Решение от 26 июля 2023 г. по делу № А43-1939/2023АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Именем Российской Федерации Дело №А43-1939/2023 г. Нижний Новгород 26 июля 2023 года Резолютивная часть решения объявлена 17 июля 2023 года Решение изготовлено в полном объеме 26 июля 2023 года Арбитражный суд Нижегородской области в составе: судьи Леонова Андрея Владимировича, при ведении протокола секретарем судебного заседания ФИО1, при участии представителей заявителя – ФИО2, доверенность от 19.12.2022, и заинтересованного лица – ФИО3, доверенность от 17.10.2022, ФИО4, доверенность от 08.04.2022, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества "Казанский жировой комбинат" (ОГРН1021607352480, ИНН1624004583), г.Казань, о признании незаконными решения Приволжской электронной таможни №03-01-25/16621 от 23.11.2022 об отказе в возврате излишне уплаченной таможенной пошлины АО "Казанский жировой комбинат", о признании незаконным бездействия таможенного органа в части отсутствия должного рассмотрения обращения заявителя, а также об обязании таможенного органа вернуть излишне уплаченные таможенные платежи на сумму 33 332 567, 40 рублей 40 копеек, в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось акционерное общество "Казанский жировой комбинат" (далее – заявитель, Общество) с заявлением о признании незаконными решения Приволжской электронной таможни (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган) №03-01-25/16621 от 23.11.2022 об отказе в возврате излишне уплаченной таможенной пошлины АО "Казанский жировой комбинат", о признании незаконным бездействия таможенного органа в части отсутствия должного рассмотрения обращения заявителя, а также об обязании таможенного органа вернуть излишне уплаченные таможенные платежи на сумму 33 332 567, 40 рублей 40 копеек. Заявитель в ходе судебного заседания поддержал свои требования в полном объеме по основаниям подробно изложенным в письменном виде. Заинтересованное лицо возражает против удовлетворен заявленных требований по основаниям подробно изложенным в письменных отзывах. Так же в рамках данного дела Обществом было заявлено ходатайство о привлечения к участию в деле специалиста/специалистов в целях получения разъяснений, консультаций и выяснения профессионального мнения лиц, обладающих теоретическими и практическими познаниями по существу разрешаемого судом спора. Рассмотрев заявленное ходатайство о привлечении к участию в деле специалиста/специалистов суд отказывает в его удовлетворении в связи с необоснованностью. В соответствии со статьей 87.1 АПК РФ в целях получения разъяснений, консультаций и выяснения профессионального мнения лиц, обладающих теоретическими и практическими познаниями по существу разрешаемого арбитражным судом спора, арбитражный суд может привлекать специалиста. Мнение специалиста не обладает заранее установленной силой, а подлежит рассмотрению и оценке судом в качестве доказательства на предмет относимости, допустимости и достоверности в отдельности, а также в совокупности с иными доказательствами. Приволжская электронная таможня считает, что в рамках настоящего дела в привлечении третьего лица нет объективной необходимости в связи с тем, что спорный вопрос находится в правовом поле и касается применения нормы права относительно ставки вывозных таможенных пошлин при подаче полной таможенной декларации, которая применяется на день фактического вывоза товаров с таможенной территории Союза и (или) Российской Федерации (пункт 21 статьи 102 Федерального закона № 289-ФЗ). Таким образом, необходимость разъяснения каких-либо вопросов, возникающих при рассмотрении данного дела и требующих специальных познаний, не повлияет на правовую квалификацию рассматриваемого по существу спора, тем самым, привлечение специалиста не требуется. Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, судом установлены следующие обстоятельства. Как следует из материалов дела, 19.11.2021 Общество на Приволжский таможенный пост Приволжской электронной таможни подана временная таможенная декларация на товары (далее - втд) № 10418010/191121/3024935 «масло подсолнечное...». На дату регистрации втд № 10418010/191121/3024935 ставка вывозной таможенной пошлины составляла 194,5 долл. США, сумма уплаченной вывозной таможенной пошлины составила 88 963 105,77 руб. 17.12.2021 после фактического вывоза товара заявителем была подана полная таможенная декларация (далее - ПТД) № 10418010/171221/3057787. На дату фактического вывоза товара 02.12.2021 ставка вывозной таможенной пошлины составляла 276,7 долл. США, сумма уплаченной вывозной таможенной пошлины по ПТД № 10418010/171221/3057787 составила 33 332 567,40 руб. 31.10.2021 в Приволжскую электронную таможню поступило обращение АО «Казанский масложировой комбинат» о выдаче решения таможенного органа о возврате излишне уплаченной суммы вывозной таможенной пошлины в размере 33 974 487,13 руб. Содержание, указанное в обращении, идентично обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении, рассматриваемом в рамках настоящего дела. Письмом Приволжской электронной таможни от 23.11.2022 №03-01-25/16621 «О направлении информации» Обществу был разъяснен порядок временного периодического таможенного декларирования товаров и вопросы применения ставок вывозных таможенных пошлин. Не согласившись с указанным решением таможенного органа от 23.11.2022, заявитель обратился в арбитражный суд, заявив требования, указанные выше. Частью 11 статьи 102 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 289-ФЗ) установлено, что при подаче втд применяются ставки вывозных таможенных пошлин и официальный курс иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленный Центральным банком Российской Федерации, действующие на день регистрации таможенным органом втд. Согласно части 15 статьи 102 Федерального закона № 289-ФЗ после фактического вывоза товаров с таможенной территории Союза и (или) из Российской Федерации декларант обязан подать одну или несколько полных деклараций на товары (полных таможенных деклараций), вывезенные за пределы таможенной территории Союза и (или) из Российской Федерации. Частью 21, частью 22 статьи 102 Федерального закона № 289-ФЗ определено, что ставки вывозных таможенных пошлин при подаче полной декларации на товары (полной таможенной декларации) применяются на день фактического вывоза товаров с таможенной территории Союза и (или) Российской Федерации. Днем фактического вывоза товаров считается дата проставления таможенным органом, расположенным в месте убытия товаров с таможенной территории Союза и (или) Российской Федерации, технологических отметок на транспортных (перевозочных) либо иных документах, разрешающих убытие товаров. Обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, декларируемых в соответствии со статьей 102 закона, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом ВТД и с момента регистрации таможенным органом ПТД. Ставки вывозных таможенных пошлин на масло подсолнечное установлены Постановлением Правительства РФ от 06.04.2021 № 546 «О ставках вывозных таможенных пошлин на масло подсолнечное, вывозимое из Российской Федерации за пределы государств - членов Евразийского экономического союза» (вместе с "Положением о расчете и применении ставок вывозных таможенных пошлин на масло подсолнечное, вывозимое из Российской Федерации за пределы государств - членов Евразийского экономического союза»). Согласно пункту 6 Положения Министерство сельского хозяйства Российской Федерации не позднее 15-го числа каждого календарного месяца осуществляет: - расчет ставок вывозных таможенных пошлин на масло подсолнечное в соответствии с пунктом 1 Положения; - размещение информации об индикативных ценах на масло подсолнечное на официальном сайте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»); - размещение информации о рассчитанных ставках вывозных таможенных пошлин на масло подсолнечное на официальном сайте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в сети «Интернет». Пунктом 7 Положения установлено, что рассчитанные ставки вывозных таможенных пошлин на масло подсолнечное: - применяются начиная с 1-го числа месяца, следующего за днем их размещения на официальном сайте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в сети «Интернет»; - действуют до начала применения очередных ставок вывозных таможенных пошлин, рассчитанных и размещенных на официальном сайте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в сети «Интернет». Исходя из информации, содержащейся на официальном сайте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в сети «Интернет», ставка вывозной таможенной пошлины в размере 194,5 долл. США опубликована 04.10.2021 (действовала с 01.11.2021), а ставка вывозной таможенной пошлины в размере 276,7 долл. США опубликована 09.11.2021 (действовала с 01.12.2021). Данные ставки размещены на официальном сайте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в сети «Интернет» заблаговременно, то есть не позднее 15-го числа календарного месяца. Поскольку ставка вывозной таможенной пошлины с 01.12.2021 составляла 276,7 долл. США, а фактический вывоз товара осуществлен 02.12.2021, при подаче полной таможенной декларации ставка вывозной таможенной пошлины применялась на день фактического вывоза товара и сумма вывозной таможенной пошлины подлежала к уплате по ставке в размере 276,7 долл. США. 31.10.2021 в Приволжскую электронную таможню поступило обращение АО «Казанский масложировой комбинат» о выдаче решения таможенного органа о возврате излишне уплаченной суммы вывозной таможенной пошлины в размере 33 974 487,13 руб. Содержание, указанное в обращении, идентично обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении, рассматриваемом в рамках настоящего дела. Письмом Приволжской электронной таможни от 23.11.2022 №03-01-25/16621 «О направлении информации» Обществу был разъяснен порядок временного периодического таможенного декларирования товаров и вопросы применения ставок вывозных таможенных пошлин. Положениями части 27 статьи 102 Федерального закона № 289-ФЗ установлено, что в случае уменьшения сумм подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин, в том числе в результате уточнения сведений в полной декларации на товары (полной таможенной декларации), предусмотренных настоящей статьей, и (или) уменьшения ставки таможенной пошлины, подлежащей применению в соответствии с частью 21 настоящей статьи, либо изменения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации на день регистрации ПТД, возврат вывозных таможенных пошлин в части превышения суммы по ВТД над суммами, исчисленными по ПТД, осуществляется в соответствии с главой 11 настоящего Федерального закона. Статьей 66 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) установлено, что излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств-членов. Пунктом 5 статьи 67 ТК ЕЭАС определено, что возврат (зачет) сумм вывозных таможенных пошлин осуществляется в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государства-члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таких вывозных таможенных пошлин, если иное не установлено международными договорами в рамках Союза и (или) двусторонними международными договорами государств-членов. Согласно части 3 статьи 68 Федерального закона № 289-ФЗ возврат (зачет) таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (денег) в случаях, предусмотренных подпунктами 5-7 пункта 1 статьи 67, подпунктами 4-6 пункта 3 статьи 76 Кодекса Союза, а также при применении временного периодического таможенного декларирования товаров, предусмотренного статьями 102 и 204 настоящего Федерального закона, производится в порядке, установленном статьей 67 Кодекса Союза, при наступлении обстоятельств, в соответствии с которыми таможенные пошлины, налоги и иные денежные средства (деньги) подлежат возврату с учетом особенностей, установленных частями 4 и 6 настоящей статьи. Довод Общества о возможности применения в рассматриваемой ситуации норм права, регламентирующих исключение ответственности за правонарушение в связи с наличием форс-мажорных обстоятельств, при которых отсутствует вина за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, подлежит отклонению. Указывая на необходимость применения ставки таможенной пошлины, действующей до 01.12.2021, Заявитель ссылается на действие обстоятельств непреодолимой силы, которые не позволяли судну покинуть порт после погрузки судна (27.11.2021) вплоть до 02.12.2021 (дата ухода судна из порта). Пунктом 2 статьи 47 ТК ЕАЭС определено, что виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств-членов. Плательщики таможенных сборов, объекты обложения таможенными сборами, база для исчисления таможенных сборов, возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных сборов, сроки уплаты таможенных сборов, порядок их исчисления, уплаты, взыскания и возврата (зачета), а также случаи, когда таможенные сборы не уплачиваются, устанавливаются законодательством государств-членов (пункт 4 статьи 47 ТК ЕАЭС). В соответствии с положениями пункта 11 статьи 102 Федерального закона № 289-ФЗ при подаче временной декларации на товары (временной таможенной декларации) применяются ставки вывозных таможенных пошлин и официальный курс иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленный Центральным банком Российской Федерации, действующие на день регистрации таможенным органом временной декларации на товары (временной таможенной декларации). После фактического вывоза товаров с таможенной территории Союза и (или) из Российской Федерации декларант обязан подать одну или несколько полных деклараций на товары (полных таможенных деклараций), вывезенные за пределы таможенной территории Союза и (или) из Российской Федерации. Довод заявителя, что форс-мажор является достаточным законным основанием для уплаты вывозной таможенной пошлины заявителем по ставке, действующей до начала форс-мажорных суд считает необоснованным. В соответствии с пунктом 21 статьи 102 Федерального закона № 289-ФЗ ставки вывозных таможенных пошлин при подаче полной декларации на товары (полной таможенной декларации) применяются на день фактического вывоза товаров с таможенной территории Союза и (или) Российской Федерации. Днем фактического вывоза товаров считается дата проставления таможенным органом, расположенным в месте убытия товаров с таможенной территории Союза и (или) Российской Федерации, технологических отметок на транспортных (перевозочных) либо иных документах, разрешающих убытие товаров. Также в соответствии со статьей 3 Закона РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе», ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, осуществляющих ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Данное правовое регулирование не предполагает произвольного характера применения ставок вывозных таможенных пошлин и, само по себе не может расцениваться как нарушающее конституционные права Заявителя. Исходя из анализа вышеизложенных норм права, таможенные сборы за таможенные операции при подаче таможенному органу полной декларации уплачиваются в виде фиксированной ставки на дату регистрации декларации и с учетом ставки вывозной таможенной пошлины, действующей на - день фактического вывоза товаров по временным декларациям на товары. Общество ссылается на пункт 18 статьи 120 ТК ЕАЭС, предусматривающий особенности совершения таможенных операций и выпуска товаров до подачи декларации на товары. Данная норма является общей и не подлежит применению, так как, в рассматриваемом случае установлена специальная норма, которая регулирует таможенную процедуру экспорта с использованием временного периодического таможенного декларирования в соответствии со статьей 102 ФЗ от 03.08.2018 №289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Довод Общества о направлении обращения на рассмотрение в другой государственный орган в соответствии с их компетенцией, несостоятелен. Обращение общества с заявлением о возврате сумм вывозной таможенной пошлины, рассмотрено Новороссийской таможней в рамках № 289-ФЗ, а не № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", таким образом, процедура направления обращения общества (заявления) для рассмотрения в иной таможенный или государственный орган, не предусмотрена в рамках вышеуказанного Закона. Кроме того, заявитель ссылается на Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.11.2018 № Ф07-11268/2018 по делу №А56-84850/2017. Однако в рамках указанного дела товары выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой «выпуск для внутреннего потребления» с предоставлением обеспечения уплаты таможенных платежей с установлением срока подачи таможенных деклараций. В связи с чем, судебный акт по указанному делу не имеет никакого отношения к вопросам, связанным с вывозом товаров и применению ставок вывозных таможенных пошлин при подаче временной и полной ДТ. Также Заявитель ссылается на Генеральное приложение к «Международной Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур», в котором идет речь о предварительном и неполном таможенном декларировании товара. В рассматриваемом же случае применялось временное периодическое таможенное декларирование товаров, таким образом данные положения не применимы к рассматриваемым обстоятельствам дела. Таким образом, оснований для удовлетворения требований заявителя по данному делу не установлено. В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные заявителем, подлежат отнесению на его счет. Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180-182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, требования акционерного общества "Казанский жировой комбинат" (ОГРН1021607352480, ИНН1624004583), г.Казань, оставить без удовлетворения. Судебные расходы по уплате государственной пошлины отнести на заявителя. Настоящее решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции. Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента принятия решения. В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта. Судья А.В.Леонов Суд:АС Нижегородской области (подробнее)Истцы:АО "КАЗАНСКИЙ ЖИРОВОЙ КОМБИНАТ" (подробнее)Ответчики:Федеральная таможенная служба Приволжская электронная таможня (подробнее)Судьи дела:Леонов А.В. (судья) (подробнее)Последние документы по делу:Судебная практика по:По отпускамСудебная практика по применению норм ст. 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122 ТК РФ |