Решение от 15 декабря 2023 г. по делу № А40-213780/2023Арбитражный суд города Москвы (АС города Москвы) - Административное Суть спора: об обжаловании отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ 115225, г.Москва, ул. Большая Тульская, д. 17 http://www.msk.arbitr.ru Дело № А40-213780/23-94-1747 г. Москва 15 декабря 2023 года Резолютивная часть решения объявлена 28 ноября 2023 года Решение в полном объеме изготовлено 15 декабря 2023 года Арбитражный суд в составе судьи Харламова А.О., при ведении протокола судебного заседания секретарём ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - МСХА ИМЕНИ К.А. ТИМИРЯЗЕВА" (127434, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 13.02.2003, ИНН: <***>, КПП: 771301001) к заинтересованному лицу – Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (115191, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 03.11.2009, ИНН: <***>, КПП: 772601001) третьи лица – 1) Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (107078, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 15.06.2009, ИНН: <***>, КПП: 770801001) 2) Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (107139, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 06.12.2006, ИНН: <***>, КПП: 770801001) об оспаривании изложенного в уведомлении от 06.09.2023 № КУВД001/2023- 21920513/5 отказа управления Росреестра по г. Москве в проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимого имущества площадью 21,8 кв.м, расположенного по адресу: <...> при участии: от истца (заявителя): ФИО2 доверенность от 01.03.2023 г. от заинтересованного лица: ФИО3 доверенность от 29.08.2023 г. от третьих лиц: не явились, извещены ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА ИМЕНИ К.А. ТИМИРЯЗЕВА (далее – Заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 06.09.2023 № КУВД001/2023-21920513/5 об отказе в проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимого имущества площадью 21,8 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Прянишникова, влад. 12. Заявитель поддерживает заявленные требования. Заинтересованное лицо против удовлетворения требований возражал по доводам, изложенным в отзыве. Изучив материалы дела, выслушав доводы заявителя и заинтересованного лица, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд установил, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В порядке ч.4 ст.198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Суд установил, что предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ срок для обращения в арбитражный суд с заявленными требованиями соблюден заявителем. В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям. Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Как указывает заявитель, в 1980 году Тимирязевской сельскохозяйственной академией, переименованной в дальнейшем в ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева (далее - Университет), был построен и введен в эксплуатацию объект недвижимого имущества - погреб-ледник (каф.метеорологии) площадью 21,8 кв.м, расположенный по адресу: <...>. Спорный объект находится на принадлежащем Университету на праве постоянного (бессрочного) пользования (запись в ЕГРН № 77-01/05-49/2003-188 от 01.04.2003) земельном участке с кадастровым номером 77:09:0003005:15 общей площадью 1 065 200 кв.м по адресу: <...>, вид разрешенного использования - для использования территории под эксплуатацию комплекса учебно-лабораторных зданий и сооружений академии в целях проведения научной, учебной, научно-исследовательской и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с Уставом. Согласно выписке из РФИ № 4907/1, погреб-ледник учтен в составе федерального имущества за реестровым номером В12770105434 от 21.12.2020, правообладателем (балансодержателем) объекта указан Университет. Объект также учтен Университетом в составе нефинансовых активов (инвентарная карточка № 20166 от 06.09.2022). С момента ввода в эксплуатацию и до настоящего времени погреб-ледник непрерывно используется Университетом в хозяйственной и образовательной деятельности, из фактического владения и пользования Университета погреб-ледник никогда не выбывал, Университет несет бремя содержания объекта. Для закрепления объекта за Университетом на праве оперативного управления в установленном законом порядке после его постановки на государственный кадастровый учет и осуществления государственной регистрации права федеральной собственности 24.05.2023 ТУ Росимущества в г. Москве выдало сотрудникам Университета доверенность № 77-15/14107 на представление интересов управления в регистрирующем органе по вопросам совершения регистрационных действий в отношении объектов недвижимости, в т.ч. спорного объекта. После подготовки необходимого комплекта документов 26.05.2023 ТУ Росимущества в г. Москве в лице сотрудника Университета обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права федеральной собственности (уведомление о приеме заявления от 26.05.2023 № КУВД-001/2023-21920513). К указанному заявлению были представлены подготовленный кадастровым инженером ФИО4 технический план на здание от 26.05.2023, выписка из РФИ и доверенность представителя ТУ Росимущества в г. Москве. Уведомлением от 06.06.2023 № КУВД-001/2023-21920513/1 проведение государственного кадастрового учета и государственной регистрации права было приостановлено в связи с наличием в техническом плане на здание недостатков. Уведомлением от 20.06.2023 № КУВД-001/2023-21920513/3 регистрирующий орган указал на отсутствие в ГБУ МосгорБТИ информации о спорном объекте. Уведомлением от 06.09.2023 № КУВД-001/2023-21920513/5 в проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права управлением Росреестра по г. Москве было отказано. В соответствии с п. 1 ст. 214, ст. 294 и 296 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность). Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ. Пунктом 1 постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - Постановление Верховного Совета РФ № 3020-1) предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в приложении 1, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. Согласно п. 2-3 раздела II приложения 1 к постановлению Верховного Совета РФ № 3020-1, имущество учреждений, финансирование которых осуществляется из государственного бюджета СССР, отнесено исключительно к федеральной собственности. Высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской академии наук, отраслевых академий наук, Министерства образования Российской Федерации, Министерства науки и технической политики Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственных научных центров относятся исключительно к федеральной собственности. Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции, действовавшей до 01.01.2017), права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Таким образом, имущество высших учебных заведений с 27.12.1991 находится исключительно в федеральной собственности, право собственности Российской Федерации на используемые в деятельности учебного заведения объекты недвижимости возникает у последней в силу закона. В силу п. 2 ст. 102 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» объекты (здания, строения, сооружения) учебной, производственной, социальной инфраструктуры, включая жилые помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения, общежития, а также клинические базы государственных и муниципальных образовательных организаций, могут быть закреплены за ними исключительно на праве оперативного управления. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ). Поскольку право федеральной собственности и производное от него право оперативного управления на спорный объект недвижимого имущества возникли не позднее 27.12.1991 и до введения государственной регистрации прав на недвижимое имущество, они признаются действительными и при отсутствии государственной регистрации на основании п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Представленный в регистрирующий орган технический план на здание от 26.05.2023 полностью соответствует требованиям к техническому плану, утв. Приказом Росреестра от 15.03.2022 № П/0082 «Об установлении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений». При этом, включение имущества в РФИ с указанием на постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 свидетельствует о наличии права собственности Российской Федерации, возникшего до 27.12.1991. Решением Арбитражного суда г. Москвы от 12.03.2021 по делу № А40-240125/2020-181-1700 подтверждено наличие прав на спорный объект у Российской Федерации и у Университета. Указание в инвентарной карточке наименования объекта как погреб-ледник (каф.метеорологии) не противоречит тому, что спорный объект является нежилым зданием, что и отражено в реестре федерального имущества. Указание в инвентарной карточке наименования объекта как погреб-ледник (каф.метеорологии) проведено для учета принадлежащего Университету имущества, фактическое противоречие в данных Университета со сведениями из реестра федерального имущества отсутствует. Ведение реестра федерального имущества осуществляется Центральным аппаратом Росимущества в соответствии с Положением об учете федерального имущества, утв. постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества». Выписка из РФИ № 4907/1 подписана усиленной квалифицированной электронной подписью (сертификат 0х00ВВЕ023ЕВ38А6872162ВР8С4Б39894ЛЛР, владелец - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, действителен с 17.07.2023 по 19.10.2024). Кроме того, выписка заверена кадастровым инженером ФИО4, одновременно являющегося уполномоченным представителем ТУ Росимущества в г. Москве по доверенности № 77-15/14107 от 24.05.2023. В соответствии с письмом Росреестра от 08.05.2020 № 18-01815/20@, элемент YearBuilt (год завершения строительства) указывается при отсутствии года ввода в эксплуатацию (по завершении строительства); элемент YearUsed (год ввода в эксплуатацию по завершении строительства) указывается в соответствии с разрешением на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию. При отсутствии указанного разрешения в соответствующей строке (YearBuilt) приводится год завершения строительства. Поскольку представить акт ввода объекта в эксплуатацию невозможно в связи с тем, что до 17.11.1995 законодательством выдача разрешений на строительство не предусматривалась, кадастровый инженер в техническом плане указал дату завершения строительства (1980 год), что в полном объеме соответствует требованиям к подготовке технических планов. Отсутствие в ГБУ МосгорБТИ информации о спорном объекте не является препятствием в проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Напротив, решением Арбитражного суда г. Москвы от 12.03.2021 по делу № А40-240125/2020-181-1700 подтверждено наличие прав на спорный объект Российской Федерации и Университета. Учитывая изложенное, Заявителем при обращении в Управление Росреестра по Москве полностью соблюдены требования законодательства и представлены все необходимые документы для проведения регистрационных действий. Заинтересованное лицо не доказало наличие обстоятельств, которые могли бы служить основанием для вывода о законности и обоснованности оспариваемого решения. Поскольку материалы дела подтверждают правовую позицию заявителя, суд считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. Суд также полагает необходимым в порядке п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимого имущества площадью 21,8 кв.м, расположенного по адресу: <...>. Судебные расходы распределяются по правилам ч. 1 ст. 110 АПК РФ и ст. 333.40 НК РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 4, 51, 64-68, 81, 110, 123, 156, 167-170, 197-201 АПК РФ, суд Признать недействительным изложенный в уведомлении от 06.09.2023 № КУВД001/2023-21920513/5 отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимого имущества площадью 21,8 кв.м, расположенного по адресу: <...>. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимого имущества площадью 21,8 кв.м, расположенного по адресу: <...>. Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве в пользу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - МСХА ИМЕНИ К.А. ТИМИРЯЗЕВА" расходы по уплате госпошлины в размере 3 000 (три тысячи) руб. Проверено на соответствие действующему законодательству. Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд. Судья А.О. Харламов Суд:АС города Москвы (подробнее)Истцы:ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - МСХА ИМЕНИ К.А. ТИМИРЯЗЕВА" (подробнее)Ответчики:Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (подробнее)Судьи дела:Харламов А.О. (судья) (подробнее)Последние документы по делу: |