Решение от 7 ноября 2023 г. по делу № А25-2259/2023




АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Р Е Ш Е Н И Е


г. Черкесск Дело № А25-2259/2023

пр. Ленина, 9

Резолютивная часть решения оглашена 30 октября 2023 года

Решение в полном объеме изготовлено 07 ноября 2023 года

Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Хутова Т.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем ФИО1, рассмотрев дело по исковому заявлению прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики (ОГРН <***>, ИНН <***>; 369000, КЧР, <...>) в интересах муниципального образования г. Черкесска (ОГРН <***>, ИНН <***>; 369000, КЧР, <...>) к Управлению жилищно-коммунального хозяйства мэрии муниципального образования г. Черкесска (ОГРН <***>, ИНН <***>; 369000, <...>) и к обществу с ограниченной ответственностью «Химстройинвест» (ОГРН <***>, ИНН <***>; 369009, <...>) о признании сделки недействительной, в отсутствие представителей сторон

У С Т А Н О В И Л:


прокуратура Карачаево-Черкесской Республики в интересах в интересах муниципального образования г. Черкесска (далее-истец) обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Мэрии муниципального образования г.Черкесска и к обществу с ограниченной ответственностью «Химстройинвест» (далее-ответчики) о признании недействительным в силу ничтожности дополнительного соглашения от 13.06.2023 к муниципальному контракту от 30.05.2023 №50МК/23.

Требования заявлены истцом со ссылкой на ст.ст. 167, 168, 422, 432, 702, 711, 766 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) и мотивированы тем, что оспариваемым дополнительным соглашением изменены существенные условия муниципального контракта, что нарушает действующее законодательство.

Лица, участвующие в деле, своих представителей в суд не направили, о начале судебного процесса, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, по правилам ст. 121 – ст. 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), что подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах дела.

Арбитражный суд, изучив содержащиеся в исковом заявлении доводы, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, между УЖКХ мэрии г. Черкесска (заказчик) и ООО «Химстройинвест» (подрядчик) был заключен муниципальный контракт № 50-МК/23 от 15.03.2023, в соответствии с которым, подрядчик обязуется качественно, в установленный настоящим контрактом срок и в пределах установленной настоящим контрактом цены, выполнить работы по объекту: «Ремонт съезда автомобильной дороги по ул. Фурманова (от дома №153 до ул. Доватора 69 «В») в строгом соответствии с требованиями, установленными в соответствующих технических регламентах, строительных нормах и правилах. Заказчик после принятия результатов выполнения работ, с учетом безусловного исполнения всех положений, требований и условий настоящего контракта - обязуется уплатить подрядчику обусловленную настоящим контрактом цену, на условиях, изложенных в настоящем контракте (п. 1.1 контракта).

Согласно п. 1.2 контракта, стоимость работ определена локально сметного расчета стоимости, составленной с учётом понижающего коэффициента, являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта.

Предельный срок выполнения работ: с момента подписания муниципального контракта до 01.09.2023 (п. 1.3 контракта).

В силу п. 2.1, цена контракта, является твердой, определена на весь срок исполнения контракта, включает в себя прибыль подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов подрядчика, связанных с выполнением обязательств по контракту. Цена контракта составляет – 1 692 608,18 рублей.

В соответствии с п. 2.4 контракта, оплату за выполненную подрядчиком работу заказчик производит путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика.

3аказчик производит 30 % оплату (аванс) путем безналичного расчета, предоставления счета исполнителем. Счёт на оплату является неотъемлемой частью договора. Вышеуказанная цена договора является твердой и включает в себя стоимость оборудования, выполнение исполнителем работ из своих материалов, на своем оборудовании и своими инструментами, уплата налогов, сборов и других обязательных платежей, необходимых для исполнения договора (п. 2.5 контракта).

Подрядчиком представлено обеспечение исполнение контракта в виде независимой гарантии от 05.06.2023 №10632079 в размере 507 782,45 рублей.

13.06.2023 между управлением и обществом было заключено дополнительное соглашение, которым в муниципальный контракт № 50-МК/23 от 30.05.2023 были внесены изменения, п. 2.5 контракта был изложен в следующей редакции:

- заказчик производит 60 % оплату (аванс) путем безналичного расчета, на основании предоставленного счета исполнителем. Счет на оплату является неотъемлемой частью договора. Вышеуказанная цена договора является твердой и включает в себя стоимость оборудования, выполнение исполнителем работ из своих материалов, на своем оборудовании и своими инструментами, уплата налогов, сборов и других обязательных платежей, необходимых для исполнения договора.

Оплата за выполненные работы производятся поэтапно на основании представленных счетов, актов выполненных работ формы КС-2 и КС-3, за вычетом суммы, рассчитанной как произведение размера предусмотренного муниципальным контрактом авансового платежа в процентном выражении и стоимостью фактически выполненных работ.

Полагая, что дополнительное соглашение от 13.06.2023 к муниципальному контракту № 50-МК/23 от 30.05.2023 противоречит действующему законодательству, прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

В силу п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 ГК РФ условие договора может быть предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Как установлено ст. 6 Федерального закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В силу ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

По общему правилу, закрепленному п. 8 ст. 448 ГК РФ условия договора, заключенного по результатам торгов в случаях, когда его заключение в соответствии с законом допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами:

1) по основаниям, установленным законом;

2) в связи с изменением размера процентов за пользование займом при изменении ключевой ставки Банка России (соразмерно такому изменению), если на торгах заключался договор займа (кредита);

3) по иным основаниям, если изменение договора не повлияет на его условия, имевшие существенное значение для определения цены на торгах.

В соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 451 ГК РФ изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был заключен на значительно отличающихся условиях.

Согласно пункту 9 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017) сохранение условий государственных и муниципальных контрактов в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и в документации об аукционе, невозможность ведения переговоров между заказчиками и участниками закупок (ст. 46 Закона о контрактной системе) и исполнение контракта на условиях, указанных в документации, направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении аукциона и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.

Согласно ч. 2 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.

При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

В ч. 13 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ указано, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений ч. 13 ст. 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со ст. 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств.

В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 9 части 1 настоящей статьи.

Таким образом, требования ч. 2 ст. 34 и ч. 1 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ содержат прямой запрет на изменение существенных условий при его исполнении.

Из анализа приведенных норм закона следует, что существенными условиями контракта является установление порядка оплаты. В данный порядок включается, в том числе аванс.

Пунктом 8 ч. 1 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное настоящим пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов. При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений.

Дополнительным соглашением от 13.06.2023 изменен порядок оплаты (п. 2.5 контракта) размер авансирования составляет 60 % от цены контракта.

Таким образом, заключив дополнительное соглашение от 13.06.2023 к муниципальному контракту № 50-МК/23 от 30.05.2023, стороны изменили существенные условия контракта о порядке оплаты работ, что противоречит положениям законодательства о контрактной системе.

В соответствии с п. 1 ст. 168 ГК РФ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применять другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п. 2 ст. 168 ГК РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Как следует из ч. 1, ч. 3 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Исследовав представленные документы, на которых основаны исковые требования, оценив их по правилам ст. 71 АПК РФ относимости и допустимости доказательств, суд приходит к выводу о доказанности истцом факта нарушения ответчиками при заключении оспариваемого дополнительного соглашения действующего законодательства, повлекшего его недействительность.

Правомерность исковых требований подтверждена материалами дела, в связи с чем, суд считает исковые требования обоснованными, документально и нормативно подтвержденными, и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 3 ст. 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.

Исходя из характера заявленных требований, сумма государственной пошлины за рассмотрение настоящего иска составляет 6 000 рублей.

Учитывая, что решение принято против двух ответчиков, разрешая вопрос об уплате государственной пошлины, суд руководствуется ч. 3 ст. 110 АПК РФ и относит её на ответчиков. Учитывая, что управление от уплаты государственной пошлины освобождено на основании п. 1 ст. 333.37 НК РФ, государственная пошлина подлежит взысканию в доход бюджета только с ООО «Химстройинвест» в сумме 3 000 рублей.

Руководствуясь статьями 1 - 3, 17, 27 - 28, 101 - 103, 110, 167171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд



р е ш и л:


1. Исковые требования прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики удовлетворить в полном объеме.

2. Признать недействительным дополнительное соглашение от 13.06.2023 к муниципальному контракту № 50-МК/23 от 30.05.2023, заключенное между управлением жилищно-коммунального хозяйства мэрии муниципального образования г. Черкесска и обществом с ограниченной ответственностью «Химстройинвест».

3. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Химстройинвест» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 000 рублей.

Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционной суд (улица Вокзальная, дом 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357600) в течение месяца после принятия решения через Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики (проспект Ленина, дом 9, г. Черкесск, Карачаево-Черкесская Республика, 369000).



Судья Т.Л.Хутов



Суд:

АС Карачаево-Черкесской Республики (подробнее)

Истцы:

Прокуратура Карачаево-Черкесской Республики (ИНН: 0901023620) (подробнее)

Ответчики:

Управление жилищно-коммунального хозяйства мэрии муниципального образования г.Черкеска (подробнее)
ООО "ХИМСТРОЙИНВЕСТ" (ИНН: 0917023827) (подробнее)

Судьи дела:

Хутов Т.Л. (судья) (подробнее)


Судебная практика по:

Признание сделки недействительной
Судебная практика по применению нормы ст. 167 ГК РФ

Признание договора купли продажи недействительным
Судебная практика по применению норм ст. 454, 168, 170, 177, 179 ГК РФ

Признание договора незаключенным
Судебная практика по применению нормы ст. 432 ГК РФ

По договору подряда
Судебная практика по применению норм ст. 702, 703 ГК РФ

Признание договора недействительным
Судебная практика по применению нормы ст. 167 ГК РФ