Решение от 30 июня 2023 г. по делу № А07-35248/2022




АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ул. Гоголя, 18, г. Уфа, Республика Башкортостан, 450076, http://ufa.arbitr.ru/,

сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru


Именем Российской Федерации


РЕШЕНИЕ


Дело № А07-35248/2022
г. Уфа
30 июня 2023 года

Резолютивная часть решения оглашена 06.06.2023 г.

Полный текст решения изготовлен 30.06.2023 г.


Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Айбасова Р. М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания ФИО1, рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Ростов-Девелопмент» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>) и

обществу с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные тепловые сети» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании постановления об установлении публичного сервитута недействительным в части

при участии в судебном заседании:

от заявителя – (онлайн) ФИО2, представитель доверенность б/№ от 25.11.2022, удостоверение №6753 от 16.02.2016, паспорт

от ООО «БашРТС» - (лично) ФИО3, представитель доверенность №119/1-777 от 30.12.2022, диплом №12 от 16.12.2003, паспорт; ФИО4 представитель доверенность №119/1-501 от 05.06.2023, паспорт.

от Администрации ГО г. Уфа РБ - (лично) ФИО5, представитель доверенность №01-05-02985/13 от 26.09.2022, диплом №4 от 11.07.2022, паспорт


Общество с ограниченной ответственностью «Ростов-Девелопмент» обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и обществу с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные тепловые сети» о признании постановления администрации № 1729 от 12.10.2022 «Об установлении публичного сервитута» недействительным в части установления публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:55:051401:3164 (с учетом уточнений – л. д. 8-12).

В предварительное заседание 14.02.2023 ООО «БашРТС» представлен отзыв, требования общества считает необоснованными (л. д. 51-55).

22.02.2023 от Администрации ГО г. Уфа поступил отзыв, против удовлетворения требований заявителя возражает, указывая, что постановление от 12.10.2022 не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы общества (л. д. 101-104).

14.04.2023 от заявителя поступили возражения на отзывы (л. д.122-123), 31.05.2023 – дополнения к возражениям.

04.05.2023 от Администрации поступило дополнение к отзыву, 17.05.2023 – от ООО «БашРТС».

В заседании 06.06.2023 представитель заявителя изложил свою позицию, доводы, требования поддерживает.

Представители Администрации ГО г. Уфа РБ, ООО «БашРТС» изложили свою позицию, доводы, с требованиями общества не согласны.

Представители лиц, участвующих в деле не возражают против рассмотрения спора по существу в данном судебном заседании.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, всех имеющихся в деле доказательств суд завершил подготовку по делу к судебному разбирательству, открыл судебное разбирательство в данном судебном заседании.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон суд

УСТАНОВИЛ:


Как следует из материалов дела, ООО «РОСТОВ-ДЕВЕЛОПМЕНТ» является собственником земельного участка с кадастровым номером 02:55:051401:3164 общей площадью 2 000 кв. м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под производственную базу, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Ленинский район, ул. Летчиков на основании акта № 4 приема-передачи имущества на баланс общества от 19.09.2014, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 22.10.2014 сделана запись регистрации № 02-04-01/368/2014-024.

27.09.2022 ООО «РОСТОВ-ДЕВЕЛОПМЕНТ» получено уведомление за исх. № УЗ-6106 от 19.09.2022 об установлении публичного сервитута для строительства тепловых сетей в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:55:051401:3164.

09.10.2022 в адрес Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа города Уфы РБ обществом направлено письмо с указанием на необходимость предоставления дополнительных документов с целью определения обоснованности и целесообразности установления публичного сервитута для строительства тепловых сетей ООО «БашРТС» в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:55:051401:3164, а также выдаче копии ходатайства ООО «БашРТС» об установлении публичного сервитута и документов, приложенных к указанному ходатайству.

12.10.2022 Администрацией городского округа города Уфы Республики Башкортостан принято постановлением № 1729 об установлении публичного сервитута для строительства тепловых сетей к объекту - многоквартирные жилые дома в квартале № 8 в западной части жилого района «Затон» Ленинского района ГО г.Уфа, литер 2 в соответствии со схемой расположения границ публичного сервитута площадью 4 367 кв. м.

Как указывает истец, границы публичного сервитута пересекают, в том числе земельный участок с кадастровым номером 02:55:051401:3164, принадлежащий ООО «РОСТОВ-ДЕВЕЛОПМЕНТ».

В обоснование необходимости установления публичного сервитута указано на заключение ООО «БашРТС» договора о подключении к системе теплоснабжения № 146-185/22-02/377 от 10.06.2022.

Поскольку обществу «РОСТОВ-ДЕВЕЛОПМЕНТ» не представлены документы, предусмотренные пунктом 3 статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации, подтверждающие объективную невозможность размещения тепловых сетей за пределами участка с кадастровым номером 02:55:051401:3164, а также расчеты и доводы о наиболее рациональном способе установления публичного сервитута, заявитель полагает установление публичного сервитута нецелесообразным. Ввиду отсутствия необходимого обоснования и иных сведений, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, по мнению общества, Администрация должна была отказать в установлении публичного сервитута.

Посчитав постановление об установлении публичного сервитута нарушающим права и законные интересы заявителя, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Согласно части 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации) является обеспечение восстановления нарушенного права.

В силу ст. ст. 64, 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Таким образом, для признания незаконным решения государственного органа, органов местного самоуправления необходимо установить наличие в совокупности двух условий: противоречие оспариваемого решения требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его совершения, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Пунктом 1 статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в целях, в том числе, размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 статьи 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 ЗК РФ, на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.

На основании пункта 4 статьи 39.39 ЗК РФ установление публичного сервитута осуществляется независимо от формы собственности на земельный участок. При этом при установлении публичного сервитута ЗК РФ предусмотрена обязанность уполномоченного органа по выявлению правообладателей земельных участков.

В случае если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях, указанных в подпунктах 1, 2, 4 и 5 статьи 39.37 ЗК РФ, органом, уполномоченным на установление публичного сервитута, обеспечивается выявление правообладателей земельных участков.

Требования к содержанию ходатайства об установлении публичного сервитута регламентированы статей 39.41 ЗК РФ.

В ходатайстве об установлении публичного сервитута должно быть, в том числе, указано обоснование необходимости установления публичного сервитута.

На основании подпунктов 1, 2, 3 пункта 2 статьи 39.41 ЗК РФ, в обоснование необходимости установления публичного сервитута должны быть, помимо прочего, приведены реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования, предусматривающего размещение объекта федерального, регионального или местного значения в случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях проведения инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение инженерных сооружений федерального, регионального или местного значения, в целях проведения инженерных изысканий для их строительства, реконструкции, а также в целях строительства или реконструкции таких инженерных сооружений, если такие инженерные сооружения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности подлежат отображению в документах территориального планирования; реквизиты решения об утверждении проекта планировки территории, предусматривающего размещение инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей в случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях строительства, реконструкции инженерного сооружения, устройства пересечений указанных автомобильной дорога, железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования, автомобильными дорогами, примыканий автомобильной дороги к другой автомобильной дороге, размещения автомобильной дороги, железнодорожных путей в туннелях, проведения инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных инженерного сооружения, автомобильной дорога, железнодорожных путей, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности для размещения указанных инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей не требуется разработка документации по планировке территории; реквизиты решения об утверждении программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа либо положения инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, которыми предусмотрены мероприятия по строительству, реконструкции инженерного сооружения, в случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях строительства или реконструкции указанного инженерного сооружения.

Согласно пункту 3 статьи 39.41 ЗК РФ обоснование необходимости установления публичного сервитута при отсутствии документов, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 2 статьи 39.41 ЗК РФ, должно также содержать: 1) расчеты и доводы, касающиеся наиболее целесообразного способа установления публичного сервитута, в том числе с учетом необходимости обеспечения безопасной эксплуатации инженерного сооружения, в целях размещения которого подано ходатайство об установлении публичного сервитута, обеспечения безопасности населения, существующих зданий, сооружений, а также соблюдения требований, установленных пунктами 8 и 9 статьи 23 ЗК РФ; 2) обоснование невозможности размещения инженерного сооружения на земельных участках общего пользования или в границах земель общего пользования, территории общего пользования, на землях и (или) земельном участке, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам (а в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 39,39 ЗК РФ, также обоснование невозможности размещения инженерного сооружения на земельных участках, относящихся к имуществу общего пользования), таким образом, чтобы протяженность указанного инженерного сооружения не превышала в два и более раза протяженность такого инженерного сооружения в случае его размещения на земельных участках, принадлежащих гражданам и юридическим лицам.

По итогам рассмотрения ходатайства орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, принимает решение об установлении публичного сервитута или об отказе в его установлении (пункт 1 статьи 39.43 ЗК РФ). При этом статья 39.44 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень случаев, когда в установлении публичного сервитута должно быть отказано.

Таким образом, предусмотренный действующим законодательством основной подход к установлению публичного сервитута, основанный не на необходимости защиты права собственности и иных прав на землю, а на задаче успешной реализации потребностей, обеспечиваемых размещением тех или иных предусмотренных в главе V.7 ЗК РФ объектов социального назначения, сводится к тому, что обязательной составной частью ходатайства об установлении сервитута является обоснование его необходимости (подпункт 5 пункта 1 статьи 39.41 ЗК РФ), в котором, по общему правилу, должны быть приведены документы территориального планирования или проект планировки территории, предусматривающие размещение соответствующего объекта (подпункты 1, 2 пункта 2 статьи 39.41 ЗК РФ).

В случае, если такие документы в ходатайстве отсутствуют, то в обоснование должна быть подтверждена невозможность размещения инженерного сооружения на земельных участках общего пользования или в границах земель общего пользования, территории общего пользования, на землях и (или) земельном участке, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам (а в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.39 ЗК РФ, - также на земельных участках, относящихся к имуществу общего пользования), таким образом, чтобы протяженность указанного инженерного сооружения не превышала в два и более раза протяженность такого инженерного сооружения в случае его размещения на земельных участках, принадлежащих гражданам и юридическим лицам (подпункт 2 пункта 3 статьи 39.41 ЗК РФ).

Судом установлено, что в рамках реализации инвестиционной программы по объекту «Многоквартирные многоэтажные жилые дома в квартале № 8 в западной части жилого района «Затон» Ленинского района ГО г. Уфа РБ, Литер 2» ООО «БашРТС» в адрес Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа г. Уфа РБ письмом № 19а-БРТС-ТИ/007/714 от 28 сентября 2021 г. направило запрос о предоставлении схемы направления тепловых сетей от ТМ 2Ду800 мм, с точкой подключения на участке от ТК-2902/5 до ТК-2902/6 (Тепломагистраль ТМ-26) до проектируемого объекта.

В ответ на вышеуказанное письмо Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа г. Уфа РБ представило схему направления инженерных сетей № 18554 (далее - СНИС), точкой подключения - тепловая магистраль ТМ-26.

В соответствии с п. 8 СНИС схемы направления выдана на основании проекта планирования и проекта межевания, утвержденных Постановлением Администрации городского округа ГО г. Уфа № 3413 от 21 сентября 2015 г. «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории западной части жилого района «Затон» в Ленинском районе городского округа г. Уфа».

Некоммерческая организация фонд развития жилищного строительства РБ (далее - НО ФРЖС РБ) обратилось в адрес ООО «БашРТС» с письмом о выдаче условий и заключения договора на технологическое подключение к системе теплоснабжения многоквартирного многоэтажного жилого дома в квартале № 8 в западной части жилого района «Затон» Ленинского района ГО г. Уфа, литер 2.

23.05.2022 НО ФРЖС РБ выданы технические условия подключения к системе теплоснабжения вышеуказанного объекта № 19а-БРТС-ТИ/007/480.

Согласно данным техническим условиям техническое присоединение участка тепломагистрали ТМ-26 к жилому дому Литер 2 в мкр. Затон обеспечивает техническую возможность подключения тепловой нагрузки строящегося объекта капитального строительства в рамках исполнения требований Федерального закона № 190-ФЗ, Постановления РФ от 30.11.2021 г. № 2115.

Кроме того, данное мероприятие включено в схему теплоснабжения 2022 г., утвержденную приказом Министерства энергетики Российской Федерации № 978 от 21 сентября 2022 г. «Об утверждении схемы теплоснабжения муниципального образования городского округа г. Уфа на период до 2042 г.» с перспективой включения на 2023 г., а также в программу МЖКХ 2019-2023гг. приказом №М02-412 от 28.11.2022г.

Согласно проекту планировки и проекта межевания территории, через спорный земельный участок планируется строительство продолжения улицы Миловская, и, соответственно, строительство тепловых сетей не может производиться без учета вышеуказанных проектов планировки и межевания, сети пройдут вдоль данной улицы.

В связи с необходимостью строительства тепловой сети для подключения вышеуказанного многоквартирного жилого дома, 23 августа 2022 г. ООО «БашРТС» обратилось в Администрацию ГО г. Уфа с ходатайством об установлении публичного сервитута с представлением обосновывающих документов в соответствии с требованиями главы V.7 ЗК РФ.

При этом, действующее земельное законодательство не содержит обязанности лица, в пользу кого испрашивается публичный сервитут, представлять данные документы владельцу земельного участка.

Постановлением Администрации городского округа ГО г. Уфа № 1729 утверждены границы публичного сервитута для строительства тепловых сетей к объекту - многоквартирные многоэтажные жилые дома в квартале № 8 в западной части жилого района «Затон» Ленинского района ГО г. Уфа, литер 2. в соответствии со схемой расположения границ публичного сервитута площадью 4367 кв. м.

Границы публичного сервитута пересекают земельные участки: с кадастровым номером02:55:051401:3164, в отношении которого зарегистрировано право собственности; с кадастровым номером 02:55:051401:5552, вотношениикоторого зарегистрировано право безвозмездного (срочного) пользования земельным/лесным участком; с кадастровым номером02:55:051401:5556, в отношении которого зарегистрировано право безвозмездного пользования (ссуды).

Точкой подключения спорного объекта является ТМ-26, которая расположена в бесканальной прокладки, вблизи существующей неподвижной опоры НО-24.

Согласно п. 5.2.10 «СП 315.1325800.2017 ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ БЕСКАНАЛЬНОЙ ПРОКЛАДКИ» ответвления от основного трубопровода устраивают, исходя из условий обеспечения компенсации температурных деформаций трубопроводов, ответвления должны находиться в зоне минимальных перемещений у неподвижных или мнимых неподвижных опор, в связи с чем корректировка точки подключения невозможна.

Проект планировки и проект межевания территории западной части жилого района «Затон» Ленинского района ГО г. Уфа РБ утвержден Постановлением Администрации городского округа город Уфа № 3413 от 21.09.2015г., в соответствии с которым планируется строительство автодорог на участке от УТ-1 до УТ-3 (ориентировочное наименование ул. Летчиков, ул. Гази ФИО6, ул. Дмитрия Купцова).

В целях безопасной эксплуатации, а также согласно п.9.2 "СНиП 41-02-2003. Тепловые сети", прокладка тепловых сетей по насыпям автомобильных дорог общего пользования I, II и III категорий не допускается.

При определении и выдаче схемы направления инженерных сетей, ГлавУАиГ г. Уфы основывался на проект планировки и проект межевания Западной части жилого района «Затон», учитывал выдачу коридора под строительство тепловой сети без прохождения под участками автодорог, школьных учреждений, детских садов, больниц, частных территорий, а также территорий, выделенных под строительство объектов инфраструктуры.

Кроме того, при определении коридора для строительства тепловой сети прорабатывались иные варианты прохождения сети.

Между тем, в силу объективных причин, строительство тепловых сетей в обход по территории земельного участка с кадастровым номером 02:55:051401:3164 ООО «Ростов-Девелопмент» не предоставляется возможным.

Так, одним из вариантов прохождения коридора для строительства тепловых сетей был рассмотрен вариант сдвижки сети влево от точки подключения ТМ-26. Однако данная сдвижка приведет к наложению на территорию перспективной застройки квартала № 13, согласно схеме перспективного строительства Северо-Западный 2022 и Постановления № 3413 от 21.09.2015 г.

Следующий вариант - в обход здания по ул. Миловская. Однако данный вариант также бесперспективен, в связи с отсутствием ближайшей неподвижной опоры существующей ТМ-26.

Соответственно, единственным возможным вариантом обхода нежилого строения по ул. Летчиков, 1, г. Уфа, является прохождение тепловой сети по территории земельного участка с кадастровым номером 02: 55:051401:3164 ООО «Ростов-Девелопмент».

Поскольку утверждена документация по планировке территории, которой предусмотрено строительство тепловой сети, и граница обжалуемого сервитута совпадает с границей территории, отведенной соответствующей документацией под размещение тепловых сетей, суд приходит к выводу, что оспариваемый публичный сервитут установлен с учетом действующего законодательства.

Из содержания положений статей 42 и 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что границы красных линий устанавливаются проектами планировки и проектами межевания территорий.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 марта 2018 года, указано, что согласно статье 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Конституционный Суд Российской Федерации указывал на то, что статья 274 Гражданского кодекса Российской Федерации направлена на поддержание баланса между интересами собственника земельного участка и нуждами других лиц, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 510-0-0, от 24.09.2012 № 1562-0, от 02.07.2013 № 1046-0).

Согласно части 12.6 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории не действует в части определения границ зон планируемого размещения объектов, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в случае, если в течение шести лет со дня утверждения данного проекта планировки территории не принято решение об изъятии таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Однако для установления публичного сервитута изъятия участка не требуется. Относительно иных сроков действия проектов планировки территории действующее законодательство положений не содержит.

Постановлением Администрации ГО г. Уфа РБ № 3413 от 21.09.2015 утвержден Проект планировки и проект межевания территории западной части жилого района «Затон» в Ленинском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - «ППМТ»). ППМТ утвержден по результатам публичных слушаний в установленном законом порядке, срок его действия не установлен, по сути, он является бессрочным, сам ППМТ не обжалован. ППМТ находится в общем доступе на сайте Главархитектуры Администрации ГО г. Уфа РБ.

Публичный сервитут, установленный Постановлением Администрации ГО г. Уфа РБ от 12.10.2022, предназначен для строительства тепловых сетей к объекту - многоквартирные многоэтажные дома в квартале № 8 в западной части жилого района «Затон» Ленинского района ГО г. Уфа, литер 2, в соответствии со схемой расположения границ публичного сервитута площадью 4 367 кв. м.

Постановление размещено на официальном сайте Администрации ГО г. Уфа РБ. При этом, учитывался ППМТ, предусматривающий размещение тепловой сети, проходящей по части земельного участка с кадастровым номером 02:55:051401:3164, и которым установлена красная линия в границах указанного участка.

В таких условиях представленных ООО «БашРТС» документов было достаточно для принятия решения об установлении сервитута. Технические условия подключения к системе теплоснабжения являются приложением к договору о подключении к системе теплоснабжения. Граница обжалуемого сервитута совпадает с границей территории, отведенной ППМТ под размещение тепловых сетей.

Исчерпывающий перечень случаев, при которых в установлении публичного сервитута должно быть отказано, установлен пунктом 1 статьи 39.44 ЗК РФ.

Учитывая то, что предусмотренных законом оснований для отказа в установлении публичного сервитут при рассмотрении ходатайства ООО «БашРТС» выявлено не было, Администрацией принято законное и обоснованное решение об установлении публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:55:051401:3164.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

С учетом изложенного следует признать, что права и законные интересы заявителя оспариваемым актом не нарушены и не могут быть восстановлены, исходя из положений земельного законодательства и фактических обстоятельств дела.

Доводы заявителя об обратном подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм права и противоречащие фактическим обстоятельствам, подтвержденным материалами дела.

С учетом вышеизложенного оснований для удовлетворения заявленных требований суд не усматривает.

Расходы по уплате государственной пошлины на основании ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя в связи с отказом в удовлетворении требований.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:


В удовлетворения заявления общества с ограниченной ответственностью «Ростов-Девелопмент» отказать.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru.


Судья Р. М. Айбасов



Суд:

АС Республики Башкортостан (подробнее)

Истцы:

ООО РОСТОВ-ДЕВЕЛОПМЕНТ (подробнее)

Ответчики:

Администрация ГО г.Уфа РБ (подробнее)
ООО "Башкирские распределительные тепловые сети" (подробнее)


Судебная практика по:

Сервитут
Судебная практика по применению нормы ст. 274 ГК РФ