Решение от 5 февраля 2024 г. по делу № А29-14907/2023АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ ул. Ленина, д. 60, г. Сыктывкар, 167000 8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru Именем Российской Федерации Дело № А29-14907/2023 05 февраля 2024 года г. Сыктывкар Резолютивная часть решения вынесена 26 января 2024 года, полный текст решения изготовлен 05 февраля 2024 года. Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Воронецкой С.И., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Эконом» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) к Службе Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) с участием в деле потерпевшего - ФИО1 о признании незаконным и отмене постановления, без вызова сторон, общество с ограниченной ответственностью «Эконом» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) № 02-03-06/7 от 07.11.2023, согласно которому заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее – КоАП РФ), с назначением наказания в виде предупреждения. Определением Арбитражного суда Республики Коми от 23.11.2023 заявление принято к производству с указанием рассмотрение дела в порядке упрощенного производства; к участию в деле в качестве потерпевшего привлечена ФИО1. О возбуждении производства по делу лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Заявитель на требованиях настаивает. Служба заявленные требования не признает по основаниям, подробно изложенным в отзыве. Согласно части 1 статьи 229 АПК РФ решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, принято путем подписания судьей резолютивной части решения 26.01.2024. Служба обратилась в суд с заявлением о составлении мотивированного решения по делу. Заявление подано в установленный частью 2 статьи 229 АПК РФ срок. В соответствии с частью 5 статьи 228 АПК РФ судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 данной статьи. Предварительное судебное заседание по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, не проводится. Суд исследует изложенные в представленных сторонами документах объяснения, возражения и (или) доводы лиц, участвующих в деле, и принимает решение на основании доказательств, представленных в течение указанных сроков. Исследовав материалы дела, суд установил следующее. 04 сентября 2023 года в адрес Государственной инспекции по городу Вуктылу из прокуратуры Республики Коми поступило требование о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в связи с неисполнением ООО «Эконом» обязанности по надлежащему содержанию и обслуживанию общедомового имущества многоквартирного дома № 11 по ул. Восточной пгт. Войвож МО MP «Сосногорский» Республики Коми (далее - МКД № 11), что, в свою очередь, может повлечь реальную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностей, выразившееся в некачественном и неполном ремонте полов в одной из квартир указанного МКД в связи с аварийным состоянием системы общедомовой канализации. В ходе проведения Инспекцией внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Эконом» установлено нарушение последним правил содержания и ремонта общего имущества (акт проверки № 79 от 12.09.2023), а именно: - половое покрытие спальни жилого квартиры № 4 разобрано до грунта; в спальне сняты обои и часть штукатурного слоя до кирпичной кладки от плинтуса на высоту около 1 м.; кирпичная кладка перегородки спальни, смежной с лестничной площадкой, имеет влажные пятна (предположительно от замачивания грунта основания и фундамента дома по причине течи внутридомовой системы водоотведения под полом квартиры № 4; жильцом самостоятельно осуществляется обработка стен медным купоросом, а также их сушка; - в подъезде № 1 года выполнен косметический ремонт, осуществлена покраска и побелка стен; над плинтусом между квартирами №№ 2, 3, 4, а также вдоль лестничного марша до тамбура наблюдается вздутие окрасочного слоя (предположительно от замачивания грунта основания и фундамента дома по причине течи внутридомовой системы водоотведения). По результатам проверки Инспекция пришла к выводу о нарушении ООО «Эконом» обязательных требований, установленных пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), пунктами 1 и 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 (далее - Минимальный перечень), пунктов 4.6.1.1 и 5.8.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 г. № 170 (далее - Правила № 170). Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки № 79 от 12.09.2023, в отношении ООО «Эконом» составлен протокол об административном правонарушении № 4 от 19.09.2023. Постановлением № 02-03-06/7 от 07.11.2023 заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ, с назначением наказания в виде предупреждения. Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Частью 1 статьи 65, частью 3 статьи 189 и частью 4 статьи 210 АПК РФ установлено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. Согласно частям 2, 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (часть 2). В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя (часть 3). Статьей 7.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением. Из содержания указанной нормы следует, что субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация). Объектом данного правонарушения являются предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации, иными нормативными актами, не противоречащими названному Кодексу, правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений. Объективную сторону составляют противоправные действия, выражающиеся в нарушении правил содержания жилых домов и (или) жилых помещений, правил их ремонта. В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бремя содержания имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, несет его собственник. Вопросы управления в многоквартирных домах решаются в соответствии с разделом VIII Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), согласно которому право выбора способа управления принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме. Пунктами 1-3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме (подпункт 1 пункта 2 статьи 161 ЖК РФ); управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (подпункт 2 пункта 2 статьи 161 ЖК РФ); управление управляющей организацией (подпункт 3 пункта 2 статьи 161 ЖК РФ). Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Из материалов дела следует, что собственниками помещений в МКД № 11 выбран непосредственный способ управления. Общество выполняет работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД № 11 на основании договора № 01/20 от 29.01.2020. В соответствии с пунктом 2.1 статьи 161 ЖК РФ при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения. На основании части 1 статьи 164 ЖК РФ при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров. В пункте 3.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», которым разъяснено, что субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила № 491). В соответствии с пунктом 10 Правил № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц. Пунктом 11 Правил № 491 установлено, что содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в числе прочего, осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан, содержание общего имущества (подпункты «а», «з»). Пунктом 11(1) Правил № 491 определено, что минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 42 Правил № 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором. Работы, выполняемые в отношении всех видов фундаментов, а также общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения и водоотведения в многоквартирных домах включены в Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (пункты 1 и 18 Минимального перечня). Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами № 170. В названном нормативном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома. Согласно подпункту 4.6.1.1 Правил № 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить предотвращение сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий. В силу пункта 5.8.3 Правил №170 организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать: а) проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода и канализации (установка уплотнительных гильз при пересечении трубопроводами перекрытий и др.) в сроки, установленные планами работ организаций по обслуживанию жилищного фонда; в) устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки; г) предотвращение образования конденсата на поверхности трубопроводов водопровода и канализации; з) инженерный контроль за своевременным исполнением заявок нанимателей на устранение неисправностей водопровода и канализации. Таким образом, нарушения ООО «Эконом» требований ЖК РФ, Правил № 491, Минимального перечня № 290 и Правил № 170 свидетельствуют о наличии события административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ. По правилам статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих. Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Наличие указанных обстоятельств из материалов настоящего дела не следует. ООО «Эконом» со своей стороны не представило доказательств, подтверждающих, что оно приняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения. Заявителем не доказано, что выявленные при проведении проверки нарушения не могли быть своевременно устранены. Чрезвычайных и неотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, не установлено. Оценив конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, суд не усматривает оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ. Нарушений, установленных КоАП РФ, порядка производства по делу об административном правонарушении, не выявлено, оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, наказание назначено в виде административного штрафа в минимальном размере. На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены постановления Службы Республики Коми стройжилтехнадзора № 02-03-06/7 от 07.11.2023, факт административного правонарушения и вина заявителя доказаны и подтверждаются имеющимися в материалах дела документами. Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение. Относительно доводов ООО «Эконом» о том, что данная организация не обязана в силу заключенного договора обслуживания исполнять требования, изложенные в Правилах № 170, суд отмечает следующее. В соответствии с пунктами 3.1-3.4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения особенной части КоАП РФ» субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов. Как указано выше, собственниками помещений в МКД № 11 выбран непосредственный способ управления. Общество выполняет работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД № 11 на основании договора № 01/20 от 29.01.2020. Вместе с тем, из представленного в материалы договора № 01/20 от 29.01.2020, заключенного между Советом МКД № 11 по ул. Восточная и ООО «Эконом», последнему переданы функции по содержанию и ремонту общего имущества и ремонту общедомового имущества МКД № 11. Следовательно, ООО «Эконом» взяло на себя обязательства по надлежащему обслуживанию и ремонту общего имущества МКД, в связи с чем надлежащим субъектом ответственности по вмененным жилищной инспекции нарушениям является именно заявитель. Указание в преамбуле Правил № 170 на то, что они являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления, не является основанием считать, что эти правила не обязательны для исполнения лицами, наделенными в силу закона полномочиями по обслуживанию общего имущества МКД. Правила № 170 определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (абзац третий пункта 1.1 Правил № 170). С учетом систематического толкования преамбулы и пункта 1.1 Правил № 170 очевидно, что они обязательны для исполнения собственниками помещений, управляющими и обслуживающими организациями. При этом, Правила № 170 являются нормативным правовым актом, обладающим всеми характерными признаками (общеобязательность, формальная определенность и т.п.) и соответствующим постановлению Правительства Российской Федерации от 13.09.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». Правила № 170 утратившими силу не признаны, следовательно, соблюдение требований указанных правил является в силу закона обязательным для ООО «Эконом», наделенного полномочиями по обслуживанию многоквартирного дома. Позиция Общества о том, что его деятельность по обслуживанию и ремонту общедомового имущества многоквартирного дома не подлежит лицензионному контролю со стороны надзорных органов, поскольку оно не является управляющей компанией, а действует на основании договора подряда, не могут быть приняты также во внимание, поскольку в противном случае в действиях (бездействии) Общества усматривалось совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.1.3 КоАП РФ. Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда не поставлены в зависимость от включения или не включения соответствующих работ и услуг в договор с обслуживающей организацией. Таким образом, государство, исходя из баланса частных и публичных интересов, в нормативном порядке определило уровень состояния жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников силами управляющих (обслуживающих) компаний. Как указано в постановлении Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 6464/10 по делу № А08-4962/2009-27, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться соответствующими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Таким образом, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют. В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя. В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату. Руководствуясь статьями 167-170, 180-181, 216, 227-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Эконом» о признании незаконным и отмене постановления Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) № 02-03-06/7 от 07.11.2023 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения, отказать. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Эконом» из федерального бюджета 2 000 руб. излишне уплаченной по платежному поручению № 518 от 17.11.2023 государственной пошлины. Настоящий судебный акт является основанием для возврата государственной пошлины. Разъяснить, что лица, участвующие в деле, вправе обратиться в суд с заявлением о составлении мотивированного решения арбитражного суда в течение пяти дней со дня размещения настоящего решения (резолютивной части) на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru/). Решение суда подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия (резолютивной части решения), а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме. Судья С.И. Воронецкая Суд:АС Республики Коми (подробнее)Истцы:ООО "Эконом" (ИНН: 1102079940) (подробнее)Ответчики:Служба Республики Коми Строительного, Жилищного и Технического Надзора (Контроля) (ИНН: 1101056523) (подробнее)Иные лица:Воронкова Галина Аркадьевна (подробнее)Судьи дела:Воронецкая С.И. (судья) (подробнее) |