Постановление от 1 декабря 2023 г. по делу № А41-45791/2023ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 117997, г. Москва, ул. Садовническая, д. 68/70, стр. 1, www.10aas.arbitr.ru 10АП-23238/2023 Дело № А41-45791/23 01 декабря 2023 года г. Москва Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2023 года Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2023 года Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Марченковой Н.В. судей Иевлева П.А., Панкратьевой Н.А. при ведении протокола судебного заседания ФИО1, при участии в заседании: от истца – ФИО2, по доверенности от 18.08.2023, от ответчика – ФИО3, по доверенности от 07.04.2023, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФКП "НИЦ РКП" на решение Арбитражного суда Московской области от 06 октября 2023 года по делу № А41-45791/23, по иску ФКП "НИЦ РКП" к АО "ЦЭНКИ" о внесении изменений в государственный контракт, ФКП "НИЦ РКП" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к АО "ЦЭНКИ" о внесении (с учетом принятых судом, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнений исковых требований) изменения в государственный контракт от 23.09.2019 № 1919730300022000000000000/1919730300022000000000000 в части обязания АО «ЦЭНКИ» предоставлять товарные накладные формы ТОРГ-12, счета-фактуры, товарно- транспортные накладные (форма 1-Т) с приложениями к ней № 4 «(Транспортная накладная)» и № 8 «(Сопроводительная ведомость)» к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом» от поставщика - АО «ЦЭНКИ», даты вышеуказанных документов должны соответствовать датам их представления. Решением Арбитражного суда Московской области от 06 октября 2023 года по делу N А41-45791/23 в удовлетворении исковых требований отказано. Не согласившись с данным судебным актом, ФКП "НИЦ РКП" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права. Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт. Представитель ответчика возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции. 23.09.2019 между ФКП «НИЦ РКП» (заказчик) и АО «ЦЭНКИ» (генподрядчик) заключен государственный контракт № 1919730300022000000000000/1919730300022000000000000 (далее - контракт), по условиям которого генподрядчик обязуется в соответствии с условиями государственного контракта выполнить работы по реконструкции и техническому перевооружению стендовой базы (первая очередь) в объеме выделяемого финансирования по обеспечению ОСИ макетов 1п5 в рамках ГОЗ и своевременно сдать заказчику результат выполненных работ в порядке и в сроки, предусмотренные государственным контрактом, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы, предусмотренные пунктом 2.1 государственного контракта, в порядке и на условиях, предусмотренных государственным контрактом (п.п. 2.1, 2.2 контракта). Работы выполняются генподрядчиком в полном соответствии с требованиями технического задания (далее - ТЗ) (Приложения № 4, 5 к государственному контракту), проектной документацией, получившей положительные заключения Государственной экспертизы ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 02.10. 2015г. № 1345-15/ГГЭ-9232/03 и № 1346 -15/ГГЭ-9232/10 и рабочей документации в объеме, предусмотренном сметами (Приложение № 7 к государственному контракту) (п. 2.3 контракта). Согласно пункту 2.5 контракта государственный контракт заключен в целях выполнения государственного оборонного заказа. На отношения сторон и всей кооперации генподрядчика распространяются требования Федерального закона № 275 -ФЗ. Цена контракта составляет 2 128 116 409 руб. 78 коп., в том числе НДС - 20% (п. 3.1 контракта, в редакции дополнительного соглашения № 4 от 25.12.2020). Порядок сдачи-приемки выполненных работ согласован сторонами в разделе 11 контракта. Согласно пункту 11.1 контракта промежуточная приемка выполненных работ за отчетный месяц производится заказчиком следующим образом: 11.1.1. Сдача-приемка выполненных работ за текущий (отчетный) месяц осуществляется на основании Журналов учета выполненных работ (форма № КС6а), по Акту о приемке выполненных работ (форма № КС-2), Справке о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3) с приложением к ним заверенных копий товарных, товарно-транспортных накладных на поставку материалов (оборудования) субподрядной организацией, используемых для производства работ (ТОРГ-12, 1-Т) по государственному контракту и счета - фактуры к ним, либо универсального передаточного документа (УПД) с обязательным приложением товарно-транспортной накладной (1 -Т) субподрядной организации, заверенные копии документов субподрядной организации на материалы и оборудование, подтверждающие их качество (сертификат/декларация соответствия, свидетельство, технический паспорт, протокол испытаний, проверенного в установленном порядке комплекта исполнительной документации на предъявляемые выполненные работы и т.д.). При этом, подписание Актов о приемке выполненных работ по форме КС-2 и Справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 не означает принятия промежуточного результата работ заказчиком и не влечет перехода риска гибели и результата работ к заказчику. Указанные в настоящем пункте документы предоставляются в количестве 5 (пяти) экземпляров (пункт 11.1.1 контракта, в редакции дополнительного соглашения № 4 от 25.12.2020). 11.1.2. Генподрядчик представляет заказчику первичные учетные документы, а также Исполнительную документацию на выполненные работы, оформленные должным образом, а также отчет об использовании давальческого сырья, с сопроводительным письмом в срок не позднее 25 (двадцать пятого) числа текущего (отчетного) месяца. Расходование давальческих ТМЦ ежемесячно отражается в Актах о приемке выполненных работ (форма № КС-2), Отчетах об использовании давальческих ТМЦ, Актах на списание материалов и оборудования. Давальческие ТМЦ включаются в Акты о приемке выполненных работ (форма № КС-2) путем заполнения соответствующих позиций, с учетом стоимости, указанной в сметной документации стадии «Рабочий проект», выпущенной проектной организацией на основании Проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы, а также с приложением Отчета об использовании давальческих ТМЦ. В случае наличия в Акте о приемке выполненных работ (форма № КС-2) давальческих ТМЦ в итогах акта указывается стоимость выполненных работ, стоимость давальческих ТМЦ не подлежащих оплате, итоговая стоимость выполненных работ без давальческих ТМЦ. При этом общая стоимость выполненных работ уменьшается на стоимость давальческих ТМЦ. В справках о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3) стоимость работ, подлежащих оплате указывается без учета стоимости давальческих ТМЦ. 11.1.3. Заказчик в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения указанных документов рассматривает их и направляет генподрядчику подписанный со своей стороны 1 (один) экземпляр указанных документов или мотивированный отказ от приемки выполненных работ с перечнем необходимых к устранению Недостатков и замечаний, и сроков их устранения. При отсутствии замечаний производит их оплату. Генподрядчик обязан за собственный счет устранить недостатки и замечания в указанный для устранения срок, а если такой срок не установлен, то в течение 10 (десяти) календарных дней с момента обнаружения соответствующих Недостатков и замечаний. 11.1.3.1.При завершении выполнения работ (этапа выполнения государственного контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ) по государственному контракту генподрядчик обязан письменно уведомить заказчика, лицо, осуществляющее строительный контроль от имени заказчика, об их завершении (далее - уведомление о завершении работ) с приложением документов в объеме, необходимом для сдачи - приемки выполненных работ, в том числе: - подписанного со своей стороны акта сдачи-приемки выполненных работ (форма КС-2 - 4 экз.) в отношении этапа выполнения государственного контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ; - исполнительной документацией на выполненные работы в составе и объеме, предусмотренном законодательством Российской Федерации и государственным контрактом, в том числе на электронном носителе, с приложением перечня входящих в ее состав документов. - иные документы, предусмотренные п. 11.1.1. контракта (пункт 11.1.3.1 контракта, в редакции дополнительного соглашения № 4 от 25.12.2020). 11.1.3.2.К моменту передачи заказчику любого отчетного документа (в том числе акта сдачи-приемки выполненных работ, актов скрытых работ и т.д.) генподрядчик обязан подписать документы, а также получить согласование (в виде визирования) таких документов от лица, осуществляющего от имени Заказчика приемку выполненных работ (услуг). Документы, не согласованные с лицом, осуществляющим выполненных работ от имени заказчика, и (или) документы, не подписанные сторонами, заказчиком не принимаются. 11.1.3.3. Заказчик в срок не позднее 10 (десяти) рабочих дней со дня получения от генподрядчика уведомления о завершении работ и прилагаемых документов, указанных в п. 11.1.3.1. государственного контракта: - осуществляет осмотр выполненных работ при участии генподрядчика; - осуществляет проверку сведений о видах и объемах фактически выполненных работ, содержащихся в представленной исполнительной документации, на соответствие Технической документации переданной генподрядчику; - подписывает представленный акт сдачи-приемки выполненных работ, либо направляет генподрядчику почтовым отправлением (либо с использованием иных средств связи и доставки корреспонденции) письменные возражения и (или) замечания с требованием об устранении выявленных недостатков (дефектов) и (или) документации. В соответствии с пунктом 11.3 контракта сдача выполненных работ генподрядчиком и их приемка, оформляется Актом приемки законченного строительством объекта (форма № КС-11) и осуществляется в течение 30 (тридцать) календарных дней с даты начала работы комиссии. Подписание данного акта является основанием для завершения взаиморасчетов по государственному контракту. Как указывает истец, передача оборудования от генподрядчика заказчику по спорному контракта должна сопровождаться передачей соответствующих товаросопроводительных документов, вместе с тем, в пункте 11.1.1 контракта не указана товарная накладная ТОРГ-12, которую АО «ЦЭНКИ» должно оформлять при поставке материалов (оборудования) в ФКП «НИЦ РПК». Ссылаясь на наличие существенных условий, необходимых для изменения согласованного сторонами порядка сдачи-приемки работ по контракту в части обязания генподрядчика представлять заказчику товарные накладные формы ТОРГ-12 на материалы и оборудование, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском. Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего. Согласно статье 450 Гражданского кодекса Российской Федерации при существенном нарушении договора другой стороной договор может быть изменен или расторгнут по решению суда по требованию одной из сторон. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной или в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Статья 451 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает изменение и расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств. В соответствии с пунктом 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был заключен на значительно отличающихся условиях. Согласно пункту 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствии с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона. Согласно статье 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд; по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату. К отношениям по выполнению работ для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договорах подряда, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, если иное не предусмотрено правилами Гражданского кодекса Российской Федерации, федерального закона. Статья 740 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену. Согласно пункту 1 статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 настоящего Кодекса. Из положений статей 702, 740, 746 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что основанием для возникновения у заказчика денежного обязательства по оплате работ по договору является совокупность следующих обстоятельств: выполнение работ и передача их результата заказчику. Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате обусловленных договором работ является сдача работ заказчику путем подписания акта выполненных работ (пункт 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 №51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда» (далее - информационное письмо №51). Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов; особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (статья 1). Требования к содержанию контракта изложены в статье 34 Закона № 44-ФЗ. Контракт согласно части 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. Нормами части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, в редакции действующей на дату заключения контракта, установлено, что изменения существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в перечисленных в этой части случаях: 1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом: а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта; б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия) количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара; в) при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта; 2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации; 3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; 4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации; 5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги; 6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом; 7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией; 8) если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное настоящим пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов. При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений; 9) если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта; 10) в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктами 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона. При заключении и исполнении контракта не допускается согласно части 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ изменение его условий, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и статьей 95 Закона № 44-ФЗ. На основании пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в перечисленных в ней случаях, в том числе, если возможность изменения условий контракта предусмотрена документацией о закупке и контрактом. Из указанного следует, что статьей 95 Закона № 44-ФЗ установлены исчерпывающие основания для изменения существенных условий государственного контракта. Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств; каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статьи 64 (часть 1), 65 и 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В соответствии с пунктом 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. В качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы. Арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу (статья 67 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами (статья 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Оценив совокупность представленных в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что основания для изменения условий государственного контракта о порядке сдачи-приемки выполненных в рамках контракта работ отсутствуют, изменение контракта в данной части противоречит положениям Закона № 44-ФЗ. Заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что условия государственного контракта, которые просил изменить Истец (предоставлять товарные накладные формы ТОРГ-12, счета-фактуры, товарно- транспортные накладные (форма 1-Т) с приложениями к ней № 4 «(Транспортная накладная)» и № 8 «(Сопроводительная ведомость)» к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом» от поставщика - АО «ЦЭНКИ») - не являются предметом Государственного контракта и, более того, данные условия не определены в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договора строительного подряда в соответствии со ст.95 Федерального закона № 44-ФЗ. Следовательно, изменения в Государственный контракт согласно исковым требованиям, не являются существенными изменениями Государственного контракта согласно ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ. Таким образом, по мнению заявителя апелляционной жалобы, судом первой инстанции применена норма, не подлежащая применению в настоящем споре (ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ). Данные доводы заявителя апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм права. Так, в данном конкретном случае суд первой инстанции правомерно не установил каких-либо чрезвычайных обстоятельств, которые стороны не могли бы преодолеть при необходимой степени заботливости и осмотрительности. Сохранение условий государственных и муниципальных контрактов в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и в документации об аукционе, невозможность ведения переговоров между заказчиками и участниками закупок (статья 46 Закона о контрактной системе) и исполнение контракта на условиях, указанных в документации, направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении аукциона и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта. Данная правовая позиция приведена в «Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017. В то же время, с 28.05.2022 введен в действие Федеральным законом от 08.03.2022 № 46-ФЗ пункт 65.1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ, предусматривающим возможность изменения существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при его исполнении возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Таким образом, по смыслу названной нормы закона № 44-ФЗ истцу необходимо доказать факт возникновения обстоятельств, независящих от сторон контракта, и влекущих невозможность его исполнения. Между тем, как верно установлено судом первой инстанции изменения, на которых настаивает истец, являясь лицом, в чьих интересах заключался спорный государственный контракт, и который сам определял все его условия, не являются существенными, поскольку могли быть предвидены. Несогласие истца с отдельными условиями контракта, которое сформировалось в процессе фактического его исполнения, не может свидетельствовать о существенном изменении обстоятельств, предусмотренных статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации. При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований искового заявления. Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области. Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела. Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решение Арбитражного суда Московской области от 06.10.2023 года по делу №А41-45791/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу. Председательствующий cудья Н.В. Марченкова Судьи П.А. Иевлев Н.А. Панкратьева Суд:10 ААС (Десятый арбитражный апелляционный суд) (подробнее)Истцы:ФКП "НИЦ РКП" (ИНН: 5042006211) (подробнее)Ответчики:АО "ЦЕНТР ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ НАЗЕМНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ" (ИНН: 9702013720) (подробнее)Судьи дела:Панкратьева Н.А. (судья) (подробнее)Последние документы по делу:Судебная практика по:По договору подрядаСудебная практика по применению норм ст. 702, 703 ГК РФ
По строительному подряду Судебная практика по применению нормы ст. 740 ГК РФ |