Решение от 18 марта 2024 г. по делу № А07-34853/2021




АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ул. Гоголя, 18, г. Уфа, Республика Башкортостан, 450076, http://ufa.arbitr.ru/,

сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации


РЕШЕНИЕ


Дело № А07-34853/2021
г. Уфа
18 марта 2024 года

Резолютивная часть решения объявлена 25.01.2024 года

Полный текст решения изготовлен 18.03.2024 года

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Ахуновой И.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гордеевой М.А., рассмотрев дело по заявлению

Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Индивидуального предпринимателя ФИО2 (ИНН <***>, ОГРНИП 320028000112700)

к Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>)

третьи лица: 1. Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (территориальный отдел по Иглинскому району) (ИНН <***>, ОГРН <***>), 2. Прокуратура Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>), 3. Прокуратура Иглинского района <...>. ФИО3, 5. Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Рустал" (ИНН <***>, ОГРН <***>), 6. ФИО4, 7. ФИО5, 8. ФИО6, 9. ФИО7

о признании отказа, выраженного в письме № 01-24-5287 от 12.07.2022 года на основании заявления № 1998 от 04.03.2020 года, полученного 18.07.2022 года незаконным,

о признании Постановления № 09-1034 от 22.09.2022 года «Об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в собственности муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, без проведения аукциона и о проведении аукциона» недействительным;

о признании действия незаконными - в виде недоведения до конца процедуры предоставления земельного участка без торгов ФИО2, в соответствии со ст.39.18 Земельного кодекса РФ;

о признании действия незаконными - в виде публикации от 07.10.2021 года на сайте извещения о приеме заявок на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 02:26:080103:394 площадью 52502 кв.м.;

об обязании заключить с КФХ ФИО2 договор аренды земельного участка с кадастровым номером 02:26: 080103:394 площадью 52502 кв.м.; направить в адрес КФХ ФИО2, в течение 30 дней с момента вступления судебного акта в силу проект договора аренды (с учетом уточнений)

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО8, доверенность от 26.01.2016 г., удостоверение адвоката № 2206 от 14.06.2012 г.,

от заинтересованного лица: Мударисова А..А., доверенность от 16.05.2023 г., диплом о высшем юридическом образовании,

от третьего лица (3): ФИО10, удостоверение № 342517 от 03.02.2023,

от иных лиц: представители не явились, извещены по правилам ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе путем публичного размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет.

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Индивидуальный предприниматель ФИО2 обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан о признании действий Администрации МО Иглинский район в виде публикации от 07.10.2021 на сайте торгов извещения о приеме заявок на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 02:26:080103:394, площадью 52502 кв.м. – незаконным; об обязании заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 02:26:080103:394, площадью 52502 кв.м. и направить проект договора аренды в течении 30 дней с момента вступления судебного акта в законную силу.

Определением суда от 17.04.2023г. произведена замена судьи Воронковой Е.Г. на судью Шайхутдинову И.С. для рассмотрения дела № А07-34853/2021.

В судебном заседании выслушаны представители сторон.

От заинтересованного лица поступило ходатайство о приобщении отзыва с приложениями.

От заявителя поступили возражения на отзыв.

От представителя третьего лица (3) поступили письменные пояснения.

Судом документы приобщены к материалам дела.

Судом заданы вопросы, получены пояснения.

Суд выясняет у лиц, участвующих в деле, о необходимости ознакомления с материалами дела. Представители лиц, участвующих в деле, не заявили о необходимости ознакомления с материалами дела.

Возражений относительно рассмотрения дела по существу в данном судебном заседании не поступило.

Иных дополнительных документов не поступило, заявлений, ходатайств не заявлено.

Рассмотрев заявленные требования, изучив материалы дела, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:


Как указывает заявитель, 04.03.2020 года глава Фермерского хозяйства ФИО2 (заявитель) письмом (вх. 1998) обратился в Администрацию муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 02:26:080103:9 на кадастровом плане территории и предоставлении в аренду сроком на 49 лет для ведения КФХ.

Письмом Администрация муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан указано, что дальнейшее рассмотрение вопроса по утверждению схемы, будет возможно после решения вопроса Комиссии по эффективному и рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения МР Иглинский район РБ (л.д.32 Т.1).

На основании заключения комиссии было установлено, что возможно утвердить схему расположения земельного участка и предоставить КФХ ФИО2, расходы по межеванию и постановке на кадастровый учет рекомендовано возложить на заявителя.

После проведения межевания и выполнение схемы было подано заявление и предоставлен пакет документов для согласования схемы в Администрацию Иглинского района Республики Башкортостан.

На основании заявления КФХ ФИО2 была согласована схема и проведена публикация.

09 марта 2020 года на информационном стенде Калтымановского сельского совета было размещено объявление о принятии заявлений от желающих лиц для участия в аукционе на право заключения договора аренды на земельный участок с кадастровым номером квартала 02:26:080103:9 вблизи деревни Верный, срок принятия заявлений 30 дней.

05 мая 2020 года на сайте http://torgi.gov.ru/ было опубликовано извещение Администрации Иглинского района РБ о приеме заявлений граждан и членов КФХ в намерении участвовать в аукционе № 070520/10822339/01.

Согласно данному извещению граждане, заинтересованные лица, вправе подавать заявление о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды на земельный участок расположенный на плане территории с кадастровым номером 02:26:080103:9, расположенный в системе единого землепользования с кадастровым номером 02:26:000000:162 площадь участка составляет 55199 кв.метров. Лот № 3. Дата начала приема заявок 08.05.2020, дата время окончания приема 08.06.2020.

В соответствии с данной публикацией заявок, кроме заявлений КФХ ФИО2, не поступило.

Администрацией муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан принято постановление № 06-986 от 23 июня 2020 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», согласно которого утверждена прилагаемая схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Утверждены следующие характеристики земельного участка с условным кадастровым номером 02:26:080103:9; адрес (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Республика Башкортостан, Иглинский р-н, с/с Калтымановский; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; площадь - 55199 кв.м.; разрешенное использование: сенокошение; территориальная зона: зона сельскохозяйственного использования; доступ вновь образованного земельного участка с условным кадастровым номером 02:26:000000:162:ЗУ 1 к землям общего пользования, обеспечить по земельному участку 02:26:000000:162 (02:26:080103:9).

На основании данного постановления был сформирован кадастровый паспорт участка, утверждена схема и направлены в Росреестр для постановки на кадастровый учет. КФХ ФИО2 проведены кадастровые работы по межеванию земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учет (ГКУ).

24 августа 2020 года Федеральной службой кадастра и картографии было принято решение о приостановлении государственной регистрации в связи с тем, что произошло наложение границ вновь образованного участка с кадастровым номером 02:26:080103:9 (ЗУ1), необходимо было предоставить проезд для смежных земельных участков. Рекомендовано было обратиться вновь к кадастровому инженеру, уточнить границы и исправить вид разрешенного использования и вновь направить для регистрации, срок устранения недостатков до 24 ноября 2020 года (уведомление № КУВД-001/2020-11886968/1 от 24.08.2020г.).

Письмом от 21.10.2020г. ФИО2 обратился в Администрацию муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан с заявлением о внесении изменений в постановление № 06-986 от 23.06.2020г. в связи с приостановлением государственного кадастрового учета № КУВД-001/2020-11886968/1 от 24.08.2020г.

Постановлением Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан №11-2059 от 16.11.2020г. принято решение Постановление Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан № 06-986 от 23.06.2020 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» признать утратившим силу. Установить следующие уникальные, характеристики земельного участка, образуемого при разделе с измененном земельным участком с кадастровым номером 02:26:000000:162/ 02:26:080103:9: Условный кадастровый номер - 02:26:080103:9:ЗУ1; категория земель - Земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенною использования - Для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства; адрес - Российская Федерация, Республика Башкортостан, Иглинский район; площадь - 52499 кв.м. Утвердить прилагаемую схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 02:26:080103.

11 февраля 2021 года Управлением Федеральной службы кадастра и картографии по Республике Башкортостан был сформирован и зарегистрирован с уточненными границами и поставлен на кадастровый учет с номером 02:26:080103:394, площадью 52 502 кв.м.

Письмом от 02.09.2021г. ФИО2 обратился в Администрацию муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 02:26:080103:394, площадью 52 502 кв.м. для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенного по адресу: РБ, Иглинский район, Калтымановский сельсовет вблизи деревни Верный.

Администрация муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан письмом от 14.10.2021 года № 01-25-2076/02 сообщила, что 7 октября 2010 года МКУ «Управление имуществом МР Иглинский район РБ» в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса РФ обеспечено опубликование извещения о предоставлении вышеуказанного земельного участка для ведения крестьянско-фермерского хозяйства на официальном сайте Администрации Иглииского района, на официальном сайте и на стенде Администрации сельского поселения Калтымаиовский сельсовет, а также на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов https://torgi.gov.ru. Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступят, будет направлен на подписание проект договора аренды земельного участка.

Администрация муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан письмом от 25.10.2021 года № 01-25-2173/07 сообщила, что по земельному участку с кадастровым номером 02:26:080103:394 обратились два заявителя, соответственно предоставить путем публикации спорный земельный участок не могут. Рекомендовали обратиться с заявлением в МКУ «Управление имуществом МР Иглинский район Республики Башкортостан» о приобретении в аренду путем проведения торгов.

Письмом от 29.10.2021г. ФИО2 обратился в Администрацию муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан с заявлением о направлении проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 02:26:080103:394.

Как указывает заявитель, Администрацией было опубликовано извещение о предоставлении земельных участков, в том числе и спорного земельного участка на сайте официального источника опубликования муниципальных правовых актов и на официальном сайте http://torgi.gov.ru/.

Заявитель читает, что условие об опубликовании извещения было соблюдено и при отсутствии поступивших в тридцатидневный срок заявок от других лиц, у уполномоченного органа не имелось оснований для повторной публикации и отказа в предоставлении земельного участка КФХ ФИО2

На основании изложенного, Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Индивидуального предпринимателя ФИО2 (с учетом уточнения) просит:

- признать отказ, выраженный в письме № 01-24-5287 от 12.07.2022 года на основании заявления № 1998 от 04.03.2020 года, полученного 18.07.2022 года незаконным,

- признать Постановление № 09-1034 от 22.09.2022 года «Об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в собственности муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, без проведения аукциона и о проведении аукциона» недействительным;

- признать действия незаконными - в виде недоведения до конца процедуры предоставления земельного участка без торгов ФИО2, в соответствии со ст.39.18 Земельного кодекса РФ;

- признать действия незаконными - в виде публикации от 07.10.2021 года на сайте извещения о приеме заявок на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 02:26:080103:394 площадью 52502 кв.м.;

- обязать заключить с КФХ ФИО2 договор аренды земельного участка с кадастровым номером 02:26:080103:394 площадью 52502 кв.м.; направить в адрес КФХ ФИО2 в течение 30 дней с момента вступления судебного акта в силу проект договора аренды.

Изучив материалы дела, суд полагает заявленные требования неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.

Заявитель обратился в суд с требованиями в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

По правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются споры публично-правового характера, возникающие из административных, налоговых, финансовых и иных публичных правоотношений, в которых стороны находятся в отношениях власти и подчинения. При этом суд проверяет законность акта или действий органа, наделенного властными полномочиями.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания недействительными действий (бездействия) государственного органа необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

В силу ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемые действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании действий (бездействия) незаконными. В то же время в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемые действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).

Согласно ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться:

1) наименование органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействие) и отказавших в совершении действий, принятии решений; сведения о действиях (бездействии), решениях;

2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие), решения;

3) указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Таким образом, по результатам рассмотрения дела об оспаривании ненормативного правового акта, решения либо действий (бездействия) государственного либо иного органа или должностного лица суд вправе возложить на орган, принявший незаконное решение либо совершивший незаконные действия (бездействие), обязанность совершения каких-либо действий лишь при назначении меры восстановления нарушенных прав и законных интересов стороны по делу и лишь в случае удовлетворения заявленных требований о признании недействительным ненормативного правового акта, решения либо действий (бездействия) соответствующего органа или должностного лица, при этом суд не связан предложениями заявителя по делу и вправе самостоятельно избрать меру, предписываемую к совершению заинтересованным лицом (то есть соответствующим органом или должностным лицом), направленную на восстановление нарушенных прав и интересов заявителя по делу.

Согласно статье 11 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве").

Основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указаны в пункте 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе в случаях:

- предоставления его крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (подпункт 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации);

- предоставления его гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (подпункт 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.

В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации установлен специальный порядок предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в момент принятия администрацией решений об отказе в предоставлении спорных участков в аренду заявителю, в случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Данная правовая позиция отражена в пункте 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020.

Таким образом, возможность предоставления земельного участка по указанному основанию без проведения торгов связана с отсутствием заявлений от иных заинтересованных лиц о предоставлении данного земельного участка.

При этом ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон от 24.07.2002 101-ФЗ не содержат иного порядка выявления лиц, заинтересованных в получении земельного участка по указанным основаниям, кроме порядка, указанного в статье 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:

1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;

2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Заявитель просит признать действия в виде не доведения до конца процедуры предоставления земельного участка без торгов ФИО2 в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса РФ незаконными; признать действия в виде публикации от 07.10.2021 года на сайте извещения о приеме заявок на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 02:26:080103:394 площадью 52502 кв.м., незаконными.

04 марта 2020 года вх. №1998 ФИО2 (в лице представителя ФИО8) обратился в адрес Администрации муниципального района Иглинский район РБ о согласовании схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 02:26:080103:9, находящегося в системе единого землепользования с кадастровым номером 02:26:000000:162 и предоставления данного участка для сенокошения без проведения торгов.

Письмом Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан от 07.04.2020г. исх. № 01-25-643/01 указано, что дальнейшее рассмотрение вопроса по утверждению схемы, будет возможно после решения вопроса Комиссии по эффективному и рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения МР Иглинский район РБ.

05 мая 2020 года на сайте http://torgi.gov.ru/ было опубликовано извещение Администрации Иглинского района РБ о приеме заявлений граждан и членов КФХ в намерении участвовать в аукционе № 070520/10822339/01, лот № 3. Согласно извещению основанием для размещения извещения являлось заявление о предоставлении земельного участка, цель предоставления участка – осуществление КФХ его деятельности, вид разрешенного использования – сельскохозяйственное использование. Дата начала приема заявок 08.05.2020, дата время окончания приема 08.06.2020.

Комитетом по управлению муниципальной собственностью Министерства земельных и имущественных отношений РБ по Иглинскому району действующего на основании Соглашения о взаимодействии Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений РБ по Иглинскому району с Администрацией МР Иглинский район РБ по вопросам управления муниципальным имуществом утвержденного Решением Совета 4 созыва от 19 декабря 2019 года № 847 муниципального района Иглинский район РБ, в адрес начальника информационно-аналитического отдела Администрации МР Иглинский район направлено письмо (исх. № 566 от 07.05.2020 года), согласно которого указано в соответствии с пп.1 п.1 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ 08.05.2020 года разместить на сайте Администрации МР Иглинский район РБ извещение о возможности предоставления земельных участков, с приложением извещения о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе № 070520/10822339/01.

- Тип извещения: извещение о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе.

- сайт размещение http://torgi.gov.ru

- дата создания извещения: 07.05.2020 12:26

- дата и время публикации извещения 12:44

- дата и время начала приема заявок: 08.05.2020 10:00

- дата и время окончания приема заявок: 08.06.2020 16:00.

Лот № 3: земельный участок с кадастровым номером 02:26:080103:9, категория земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного использования, площадью 55 199 кв.м.

Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Иглинскому району была проведена публикация о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:26:080103:9.

Протоколом № 11 от 14 мая 2020 года комиссии по эффективному и рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения МР Иглинский район РБ пунктом № 2 заявление ФИО2 о согласовании схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 02:26:080103:9, находящегося в системе единого землепользования с кадастровым номером 02:26:000000:162, было принято решение выделить земельный участок с кадастровым номером 02:26:080103:9 из единого землепользования, изменить вид разрешённого использования с КФХ под сенокошение.

Протоколом № 09 от 19 мая 2020 года заседания комиссии по рассмотрению схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории МР Иглинский район РБ рассмотрено 21 заявление об утверждении схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, в том числе под № 20 заявление № 1998 от 04.03.2020 года ФИО2, кадастровый номер, адрес земельного участка 02:26:080103: с/с Калтымановский заключением комиссии - согласовано.

Администрацией муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан принято постановление № 06-986 от 23 июня 2020 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», согласно которого утверждена прилагаемая схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Утверждены следующие характеристики земельного участка с условным кадастровым номером 02:26:080103:9; адрес (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Республика Башкортостан, Иглинский р-н, с/с Калтымановский; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; площадь – 55199 кв.м.; разрешенное использование: сенокошение; территориальная зона: зона сельскохозяйственного использования; доступ вновь образованного земельного участка с условным кадастровым номером 02:26:000000:162:ЗУ1 к землям общего пользования, обеспечить по земельному участку 02:26:000000:162 (02:26:080103:9).

В дальнейшем утвержденная схема Постановлением №06-986 от 23.06.2020г. была направлена в отдел Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Рассмотрев данную схему Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии было вынесено уведомление № КУВД-001/2020-11886968/1 от 24 августа 2020 года о приостановлении государственного кадастрового учета земельного участкам, в связи с тем, что по предоставленному межевому плану границы вновь образованного земельного участка 02:26:000000:162: ЗУ1, полученные предоставленным в межевом плане координатам, в соответствии со сведениями государственного кадастра недвижимости пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами 02:26:080103:234, 02:26:080103:274, 02:26:080103:211; вид разрешенного использования образуемого земельного участка 02:26:000000:162:ЗУ1 не соответствует исходному участку.

Между тем, вынесенным Постановлением Администрации МР Иглинский район по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории № 06-986 от 23.06.2020 года были допущены следующие неточности:

- в пункте 2 указан неверный условный номер образуемого земельного участка путем раздела 02:26:000000:162, вместо 02:26:000000:162:ЗУ1 указан номер обособленного участка 02:26:080103:9;

- вид разрешённого использования для «Сенокошения» указан неверно. При разделе единого землепользования 02:26:000000:162, вид разрешенного использования у образуемого должен соответствовать исходнику, из которого он образуется, правильно должно было быть «Для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства».

По инициативе заявителя подготовлен скорректированный межевой план, с устранением препятствий для проведения кадастрового учета, в связи с чем, письмом от 21.10.2020г. ФИО2 обратился в Администрацию муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан с заявлением о внесении изменений в постановление № 06-986 от 23.06.2020г. в связи с приостановлением государственного кадастрового учета № КУВД-001/2020-11886968/1 от 24.08.2020г.

Постановлением Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан №11-2059 от 16.11.2020г. принято решение Постановление Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан № 06-986 от 23.06.2020 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» признать утратившим силу. Установить следующие уникальные, характеристики земельного участка, образуемого при разделе с измененном земельным участком с кадастровым номером 02:26:000000:162/ 02:26:080103:9: Условный кадастровый номер - 02:26:080103:9:ЗУ1; категория земель - Земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенною использования - Для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства; адрес - Российская Федерация, Республика Башкортостан, Иглинский район; площадь - 52499 кв.м. Утвердить прилагаемую схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 02:26:080103.

На основании схемы расположения земельного участка утверждённой Постановлением Администрации МР Иглинский район № 11-2059 от 16.11.2020 был осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка и регистрация права путем подачи заявления с полным пакетом документов в Росреестр.

Образуемому земельному участку был присвоен кадастровый номер 02:26:080103:394, категория земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, общей площадью 52 502 кв.м.

Образованный земельный участок с кадастровым номером 02:26:080103:394 находился в системе единого землепользования с кадастровым номером 02:26:000000:162, характеристики которого: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения.

Вид разрешенного использования образуемых земельных участков должен соответствовать виду разрешенного использования исходного (исходных) земельного участка.

Пунктом 3 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ установлено, что целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами (Письмо Минэкономразвития России от 21.08.2018г. N ОГ-Д23-8528, от 26.10.2018г. N Д23и-5764) (направлены Письмом Росреестра от 12.12.2018г. N 14-12418-ГЕ/18)).

Суд обращает внимание, что после утверждения схемы расположения земельного участка и образования самостоятельного земельного участка с кадастровым номером 02:26:080103:394, с категорией земель сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского фермерского хозяйства, расположенного по адресу: РБ, Иглинский район, с/с Калтымановский, вблизи д. Верный, площадью 52 502 кв.м., обособленный земельный участок с кадастровым номером 02:26:080103:9 остался в измененных границах с меньшей площадью в системе единого землепользования с кадастровым номером 02:26:000000:162.

03 сентября 2021 года вх. № 243, ФИО2 обратился с заявлением в Администрацию МР Иглинский район РБ, с просьбой внесения изменений в вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 02:26:080103:394, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, с «Для ведения крестьянско-фермерского хозяйства» на «Сенокошение» и предоставить данный земельный участок в аренду ФИО2 сроком на 10 лет.

Между тем, ранее было вынесено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета земельного участка, выраженное в несоответствии вида разрешенного использования, при этом, заявитель вновь обращается с заявлением об изменение вида разрешенного использования.

Далее, на основании схемы расположения земельного участка утверждённой Постановлением Администрации МР Иглинский район № 11-2059 от 16.11.2020 осуществился государственный кадастровый учет земельного участка и регистрация права путем подачи заявления с полным пакетом документов в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Образуемому земельному участку был присвоен кадастровый номер 02:26:080103:394, категория земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, общей площадью 52 502 кв.м.

Письмом от 02.09.2021г. ФИО2 повторно обратился в Администрацию муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 02:26:080103:394, площадью 52 502 кв.м. для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенного по адресу РБ, Иглинский район, Калтымановский сельсовет вблизи деревни Верный.

Письмом Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан от 14.09.2021г. исх. №01-25-1846/02 заявление ФИО2 не было удовлетворено, поскольку Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 24.07.2002 г. № 1001-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не регламентировано изменение вида разрешенного использования сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения без перевода их из данной категории в другую.

В связи с поступившим заявлением ФИО2, Администрацией МР Иглинский район РБ было обеспечено опубликование извещения о предоставлении вышеназванного земельного участка для ведения крестьянско-фермерского хозяйства на официальном сайте Администрации Иглинского района, на официальном сайте и стенде Администрации сельского поселения Калтымановский сельсовет, а также на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов https://torgi.gov.ru в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса РФ.

Администрация муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан письмом от 14.10.2021 года № 01-25-2076/02 сообщила, что 7 октября 2010 года МКУ «Управление имуществом МР Иглинский район РБ» в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса РФ обеспечено опубликование извещения о предоставлении вышеуказанного земельного участка для ведения крестьянско-фермерского хозяйства на официальном сайте Администрации Иглииского района, на официальном сайте и на стенде Администрации сельского поселения Калтымановский сельсовет, а также на официальном сайге Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов https://torgi.gov.ru. Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступят, будет направлен на подписание проект договора аренды земельного участка.

Таким образом, оснований для признания действия Администрации муниципального образования Иглинский район Республики Башкортостан в виде не доведения до конца процедуры предоставления земельного участка без торгов ФИО2 в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса РФ незаконными у суда отсутствуют.

Судом установлено, что на основании заявления ФИО2 от 21.10.2020г. о внесении изменений в постановление № 06-986 от 23.06.2020г., был осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка и регистрация права, образуемому земельному участку был присвоен кадастровый номер 02:26:080103:394, категория земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, общей площадью 52 502 кв.м.

Согласно сведениям публично-кадастровой карты, земельный участок с кадастровым номером 02:26:080103:9, в настоящее время имеется только в измененных границах.

Таким образом, в системе единого землепользования с кадастровым номером 02:26:000000:162 образовано два земельных участка с кадастровым номером 02:26:080103:9 и с кадастровым номером 02:26:080103:394, в связи с чем предоставление земельного участка с кадастровым номером 02:26:080103:394 по итогам объявленного Администрацией Иглинского района РБ аукциона № 070520/10822339/01 от 05 мая 2020 года, лот № 3 (предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:26:080103:9) не представляется возможным.

На основании изложенного, основания для признания действия в виде не доведения до конца процедуры предоставления земельного участка с кадастровым номером 02:26:080103:394 без торгов ФИО2 в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса РФ незаконными и признания действия в виде публикации от 07.10.2021 года на сайте извещения о приеме заявок на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 02:26:080103:394 площадью 52 502 кв.м. незаконными у суда отсутствуют.

Заявитель также просит признать отказ, выраженный в письме № 01-24-5287 от 12.07.2022 года на основании заявления № 1998 от 04.03.2020 года, полученного 18.07.2022 года незаконным; признать Постановление № 09-1034 от 22.09.2022 года «Об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в собственности муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, без проведения аукциона и о проведении аукциона» недействительным; обязать заключить с КФХ ФИО2 договор аренды земельного участка с кадастровым номером 02:26:080103:394 площадью 52502 кв.м.; направить в адрес КФХ ФИО2 в течение 30 дней с момента вступления судебного акта в силу проект договора аренды.

04 марта 2020 года вх. №1998 ФИО2 (в лице представителя ФИО8) обратился в адрес Администрации муниципального района Иглинский район РБ о согласовании схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 02:26:080103:9, находящегося в системе единого землепользования с кадастровым номером 02:26:000000:162 и предоставления данного участка для сенокошения без проведения торгов

Отказ, выраженный в письме от 12 июля 2022 года исх. № 01-24-5287 по вопросу согласования схемы расположения земельного участка и предоставления земельного участка для сенокошения без проведения торгов, был вынесен на основании следующего.

Земельный участок с кадастровым номером 02:26:000000:162 относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Земельный участок с кадастровым номером 02:26:080103:9 входит в систему единого землепользования с кадастровым номером 02:26:000000:162.

Согласно п. 14 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

Пункт 2 ст. 7 ЗК РФ устанавливает, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Градостроительный кодекс РФ (далее - ГрК РФ) определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (п. п. 6, 9 ст. 1).

Согласно ч. 2 ст. 77 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья являются землями сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с ч. 1 ст. 79 ЗК РФ пашни, сенокосы и пастбища относятся к сельскохозяйственным угодьям.

Согласно ч. 6 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Решения об изменении одного вида разрешенного использования (далее - ВРИ) земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой ВРИ принимаются в соответствии с федеральными законами (ч. 5 ст. 37 ГрК РФ). Однако в настоящий момент федеральным законодательством такая процедура не предусмотрена. Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются и не могут быть изменены. Данная позиция была отражена в Ответе на Вопрос 5 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.06.2014)».

Актуальным видом разрешенного использования вновь образованного спорного земельного участка является «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства». В аренду для данных целей могут предоставляться гражданам земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в порядке, предусмотренном статьями 39.6, 39.8, 39.14, 39.18 ЗК РФ.

Спорный земельный участок, поставленный на кадастровый учет, заявителю «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» в установленном ЗК РФ порядке не предоставлялся, использование спорного участка арендатором по назначению ввиду изменения категории земель и вида разрешенного использования невозможно, заявление ФИО2 о предоставлении части земельного участка с кадастровым номером 02:26:000000:162 для сенокошения удовлетворению не подлежит.

Кроме того, в связи с поступившим заявлением ФИО2, Администрацией МР Иглинский район РБ было обеспечено опубликование извещения о предоставлении вышеназванного земельного участка для ведения крестьянско-фермерского хозяйства на официальном сайте Администрации Иглинского района, на официальном сайте и стенде Администрации сельского поселения Калтымановский сельсовет, а также на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов https://torgi,gov.ru в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса РФ.

Администрация муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан письмом от 14.10.2021 года № 01-25-2076/02 сообщила, что 7 октября 2010 года МКУ «Управление имуществом МР Иглинский район РБ» в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса РФ обеспечено опубликование извещения о предоставлении вышеуказанного земельного участка для ведения крестьянско-фермерского хозяйства на официальном сайте Администрации Иглинского района, на официальном сайте и на стенде Администрации сельского поселения Калтымановский сельсовет, а также на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов https://torgi.gov.ru. Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступят, будет направлен на подписание проект договора аренды земельного участка.

Между тем, Администрацией МР Иглинский район РБ были предоставлены в ходе судебного заседания доказательства о том, что на спорный земельный участок были заявления иных лиц, выразивших желания на участие в аукционе по приобретению прав аренды на спорный земельный участок.

07 октября 2021 года после проведенной публикации на сайте https://torgi.gov.ru извещения о приеме заявок на право заключения договора аренды нового сформированного земельного участка с кадастровым номером 02:26:08103:394 площадью 52502 кв.м., для ведения крестьянского фермерского участка, поступили заявления о намерении участвовать на аукционе: заявление Главы КФХ ФИО11 от 18.10.2021г., заявление ФИО5 от 20.10.2021г., заявление ФИО4 от 04.11.2021г., заявление ФИО7 от 21.10.2021г.

В силу ст. 39.18 Земельного кодекса РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий двадцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, муниципального округа или городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет».

На обращение ФИО2 от 19.09.2021 года Администрацией МР Иглинский район РБ был дан ответ 14.10.2021 года исх. № 01-25-2076/02, которым сообщено, что 07 октября 2021 года МКУ «Управление имуществом МР Иглинский район РБ» в соответствии со ст.39.18 Земельного кодекса РФ обеспечено опубликование извещения о предоставлении вышеназванного земельного участка для ведения крестьянско-фермерского хозяйства на официальном сайте Администрации Иглинского района, на официальном сайте и стенде Администрации сельского поселения Калтымановский сельсовет, а также на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов https://torgi.gov.ru.

Также в письме заявителю было разъяснено, что если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских фермерских хозяйств о намерении участвовать в аукционе, Администрацией Иглинского района в недельный срок со дня поступления этих заявлений будет принято решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка. В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка (подпункт 1 пункта 7 статьи 39.18 ЗК РФ).

Тем самым, действия Администрации направленные на опубликование извещения о предоставлении вышеназванного земельного участка для ведения крестьянско-фермерского хозяйства на официальном сайте Администрации Иглинского района, на официальном сайте и стенде Администрации сельского поселения Калтымановский сельсовет, а также на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов https://torgi.gov.ru, законны и в соответствии с нормами Земельного кодекса РФ и обоснованы, данные действия Администрации были направлены на выявление иных потенциальных претендентов на приобретение прав на данный спорный земельный участок в соответствие со статьей 39.18 ЗК РФ.

Глава хозяйства в такой ситуации не обладает преимущественным правом на предоставление в аренду (без торгов) земельного участка, исходя из приведенных положений предоставление земельного участка без проведения торгов допускается только в отсутствие заявлений от других заинтересованных лиц.

Таким образом, заключение договора аренды без аукциона при наличии от иных лиц заявлений о намерении участвовать в аукционе, в данном случае сделка будет являться недействительной (ничтожной) как не соответствующая положениям Земельною кодекса Российской Федерации.

Для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства земельный участок может быть предоставлен без проведения аукциона на основании предоставленного заявления при условии, что это крестьянское (фермерское) хозяйство является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. При этом наличие иных лиц, заинтересованных в приобретении прав на этот земельный участок и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения конкурентных процедур - аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.

Предоставление земельных участков без проведения торгов нарушает установленный статьями 39.6, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации порядок распоряжения земельными участками, посягает на публичные интересы в сфере оборота земельных участков, относящихся к государственной и муниципальной собственности.

Правовое регулирование порядка предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения с обязательным предварительным опубликованием соответствующих извещений и проведением в последующем торгов, обеспечивает эффективное использование публичной собственности, гарантирует справедливое и открытое распределение таких земель, направлено на создание равного доступа всех заинтересованных лиц к приобретению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 166, 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5.1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", учитывая, что Администрация располагала сведениями о наличии иных претендентов на приобретение спорного земельного участка с кадастровым номером 02:26:08103:394, основания для заключения с КФХ ФИО2 договора аренды земельного участка с кадастровым номером 02:26:080103:394 площадью 52502 кв.м. без проведения торгов у суда отсутствуют.

На основании изложенного, отказ, выраженный в письме № 01-24-5287 от 12.07.2022 года и Постановление № 09-1034 от 22.09.2022 года «Об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в собственности муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, без проведения аукциона и о проведении аукциона» судом признаны законными и обоснованными.

Таким образом, заявленные требования удовлетворению не подлежат в полном объеме.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине возлагаются на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:


В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья И.С. Ахунова



Суд:

АС Республики Башкортостан (подробнее)

Истцы:

Низамов Ф Х (подробнее)

Ответчики:

Администрация муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан (подробнее)

Иные лица:

Исхаков Рустям Ришатович (подробнее)
Прокуратура Республики Башкортостан (подробнее)
Прокуратура Иглинского района РБ (подробнее)
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (подробнее)
Варнавская И. В. (подробнее)
ООО "Управляющая компания "РУСТАЛ" (подробнее)


Судебная практика по:

Признание сделки недействительной
Судебная практика по применению нормы ст. 167 ГК РФ

Признание договора купли продажи недействительным
Судебная практика по применению норм ст. 454, 168, 170, 177, 179 ГК РФ

Признание договора недействительным
Судебная практика по применению нормы ст. 167 ГК РФ