Решение № 2А-437/2020 2А-437/2020~М-419/2020 М-419/2020 от 29 октября 2020 г. по делу № 2А-437/2020

Тугулымский районный суд (Свердловская область) - Гражданские и административные



УИД №


РЕШЕНИЕ


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.г.т. Тугулым 29 октября 2020 года

Тугулымский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Крицкой Н.А.,

при секретаре Сауковой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-437/2020 по административному иску Межрайонной ИФНС России № 19 к ФИО1 ФИО7 о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления, взыскании обязательных платежей и санкций, признании задолженности по обязательным платежам и санкциям безнадежной к взысканию,

УСТАНОВИЛ:


Межрайонная инспекция ФНС России № 19 по Свердловской области обратилась в суд с иском к ФИО1 ФИО8 о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления, взыскании обязательных платежей и санкций, признании задолженности по обязательным платежам и санкциям безнадежной к взысканию.

В исковом административном заявлении указано, что должник является плательщиком транспортного налога за 2016 год, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ ему принадлежит легковой автомобиль <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ему принадлежало транспортное средство <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принадлежит легковой автомобиль <адрес>. В порядке ст. 363 НК РФ налоговым органом направлено налоговое уведомление № о подлежащей уплате должником суммы транспортного налога за 2016 год, рассчитанного в соответствии с имеющимися сведениями, представленными УГИБДД ГУВД. Согласно указанного уведомления, сумма транспортного налога за транспортные средства за 2016 год составила – 7 942,00 руб. ФИО1 транспортный налог в установленный законом срок не уплатил. В соответствии со ст. 75 НК РФ на неуплаченную (несвоевременно уплаченную) сумму налога налоговым органом за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате транспортного налога начислена пеня за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 112,90 руб.

Межрайонной инспекцией ФНС по <адрес> № в порядке ст.ст. 69-70 НК РФ в связи с неисполнением обязанности по уплате пени по транспортному налогу на имущество физических лиц, ФИО1 направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1 182,41 руб., из них пени по транспортному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1 161,43 руб., пени по имущественному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 20,98 руб.

На дату подачи настоящего заявления требование инспекции не исполнено, указанная сумма в бюджет не уплачена.

В настоящее время срок для подачи административного искового заявления о взыскании задолженности по взысканию обязательных платежей и санкций с ФИО1 истек по причине технического сбоя программного комплекса, используемого налоговым органом в данном периоде. В связи с чем истец просит восстановить пропущенный срок подачи административного искового заявления в суд о взыскании с ФИО1 обязательных платежей и санкций в общей сумме 9 237,31 руб., взыскать с ФИО1 задолженность по обязательным платежам и санкциям в общей сумме 9 237,31 руб., из них: транспортный налог за 2016 год – 7 942,00 руб., пени по транспортному налогу в сумме 1 274,33 руб., в том числе за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 112,90 руб., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1 161,43 руб., пени по имущественному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 20,98 руб., в случае отказа признать задолженность по обязательным платежам и санкциям в общей сумме 9 237,31 руб. безнадежной к взысканию, взыскать с должника государственную пошлину.

Представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Свердловской области ФИО2 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, причины неявки суду не сообщила.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил.

На основании части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.

Изучив в полном объеме материалы административного дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.

В силу статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также положений главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации общий срок на обращение в суд составляет 6 месяцев с момента истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате налогов, пени.

В соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Вместе с тем, указанный срок может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи заявления в установленный срок.

Как следует из материалов дела, срок на обращение в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, указанный в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ истекал 01.08.2019 года, вместе с тем, в Тугулымский районный суд Свердловской области с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций административный истец обратился 19.08.2020 года, то есть по истечении установленного законом срока.

Бремя доказывания уважительности причин пропуска срока, возложено на административного истца в силу общего правила распределения обязанности по доказыванию, установленного ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Кроме того, Межрайонная ИФНС России № 19 по Свердловской области является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем ему должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Административным истцом доказательств наличия уважительных причин пропуска срока обращения в суд, объективно препятствовавших обращению в суд в установленный законом срок не представлено.

Ссылка административного истца на технический сбой программного комплекса автоматизированной системы налогового органа не может являться уважительной причиной пропуска срока обращения в суд. К тому же, соответствующих доказательств этому налоговый орган не представил, равно как и не указал на то, каким образом данное обстоятельство могло воспрепятствовать своевременному обращению за взысканием недоимки в судебном порядке.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

При таких обстоятельствах, в соответствии с ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требования Межрайонной инспекции ФНС России № 19 по Свердловской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворению не подлежат.

Также суд не усматривает оснований для удовлетворения требований административного истца в части признания задолженности по обязательным платежам и санкциям в общей сумме 9 237,31 руб. безнадежной к взысканию в порядке ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации. К данному выводу суд пришел на основании следующего.

Согласно подп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в том числе, в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

В силу пункта 5 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).

Приказом ФНС России от 02.04.2019 N ММВ-7-8/164 утвержден Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию (далее Порядок).

Согласно Порядка налоговый орган оформляет справку о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, взыскание которых невозможно (приложение N 1 к Порядку), в течение пяти рабочих дней со дня получения (формирования) документов, подтверждающих наличие случаев, установленных пунктами 1, 4 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации (п.3).

Решение о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам принимается в течение одного рабочего дня со дня оформления справки, указанной в пункте 3 Порядка (п.5).

Таким образом, согласно Порядку, налоговый орган самостоятельно принимает решение о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:


административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 19 к ФИО1 ФИО9 о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления, взыскании обязательных платежей и санкций на сумму 9 237,31 руб., признании задолженности по обязательным платежам и санкциям безнадежной к взысканию – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Тугулымский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья Крицкая Н.А.



Суд:

Тугулымский районный суд (Свердловская область) (подробнее)

Судьи дела:

Крицкая Наталья Александровна (судья) (подробнее)