Решение № 2-267/2024 2-267/2024(2-3348/2023;)~М-2544/2023 2-3348/2023 М-2544/2023 от 7 февраля 2024 г. по делу № 2-267/2024Дело №2-267/2024 КОПИЯ УИД 33RS0001-01-2023-003603-67 Именем Российской Федерации г. Владимир 07 февраля 2024 г. Ленинский районный суд г. Владимира в составе: председательствующего судьи Марисовой Л.В., при секретаре Костицыной Н.Д., с участием представителя истца ФИО1, ФИО2, ответчиков ФИО3, ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире гражданское дело по иску Инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области к ФИО3 и ФИО4 о предоставлении доступа в жилое помещение, Инспекция государственного жилищного надзора Владимирской области (далее – ИГЖН Владимирской области, Инспекция) обратилась с иском к ФИО4 о предоставлении доступа в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. В обоснование иска указано, что ответчиком чинятся препятствия для осмотра принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения по указанному выше адресу в целях проведения проверки в связи с обращением директора председателя правления ТСН «ФИО6 12А» ФИО5 по вопросу самовольной перепланировки и переустройства жилого помещения. С целью проверки доводов заявления Инспекцией дважды осуществлялись выезды для проведения осмотра указанной квартиры. Отказ собственника жилого помещения в доступе в квартиру послужил причиной обращения в суд. Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен сособственник <адрес> ФИО3 В судебном заседании представители истца ФИО1, ФИО2 заявленные требования поддержали, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснили, что у лица, обратившегося в Государственную жилищную инспекцию, есть право заявить о прекращении рассмотрения его обращения, однако в данном случае речь идет о возможной самовольной перепланировке и переустройстве жилого помещения, и может свидетельствовать о наличии угрозы жизни и здоровью людей. По указанной причине в соответствии с положениями Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Инспекция не вправе прекратить рассмотрение обращения. Ответчики исковые требования не признали и просили в их удовлетворении отказать. В обоснование возражений указали, что в спорной квартире ответчики проживаю более двадцати лет, являются первыми ее собственниками. В течение этого времени перепланировок и переустройств в квартире не производили, выполняли только косметический ремонт. Никакого шума и дискомфорта соседям не доставляли и использовали помещение по прямому назначению. Собственник обязан предоставлять доступ в квартиру для устранения аварийных ситуаций и проведения ремонтных работ. Таких проблем у них не возникало. ФИО5 не является соседкой ответчиков. Возможности провести осмотр их квартиры на предмет возможной перепланировки она не могла. Оснований у ФИО5 для обращения в Инспекцию не было. Неприязненные отношения между ними связаны с незаконным ее пребыванием в должности председателя ТСН, которое они пытались оспорить. ДД.ММ.ГГГГ ИГЖН уже осматривали их квартиру, не установив при этом каких-либо следов серьезных ремонтных работ, слом стен, и как следствие угрозы безопасности жителям. ДД.ММ.ГГГГ новый председатель правления ТСН ТСЖ «ФИО6, 12А» обратилась в ИГЖН с заявлением о прекращении рассмотрения обращения, поданного ранее действующим председателем правления ФИО5, в связи с отсутствием претензий от членов ТСН к собственникам <адрес>. Полагают, что у Инспекции имеются все основания для прекращения рассмотрения обращения, однако по какой–то причине рассмотрение обращения не прекращено (л.д.80). Представитель третьего лица ТСН ТСЖ «ФИО6, д. 12-А» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещался, судебная повестка, направленная в его адрес, возвращена за истечением срока хранения. Судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица. Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Установлено, что ФИО3 и ФИО4 на праве общей долевой собственности, по ? каждому, принадлежит жилое помещение – квартира, расположенная по адресу: <адрес> (л.д.11-13). ДД.ММ.ГГГГ в адрес ИГЖН Владимирской области поступило обращение председателя правления ТСН «ТСЖ ФИО6, 12-А» по факту проведения ФИО4 самовольной перепланировки (переустройства) жилого помещения по указанному выше адресу без разрешительных документов (л.д.14-15). К данному обращению приложены акт осмотра квартиры от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Компания Наш дом-3», копии технического паспорта этажа дома (л.д.17,18). Согласно ответу Управления архитектуры и строительства администрации г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки <адрес> управлением не выдавалось (л.д.10). Из п. 2 ст. 1 ЖК РФ следует, что пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Согласно ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. В силу ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения, для чего собственник или наниматель жилого помещения предоставляет в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения жилого помещения документы, указанные в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ. Статьей 2 ЖК РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами прав на жилище, в том числе обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. В соответствии с п. 7 ч. 1, ч. 2 ст. 14, ст. 20, ч. 1 ст. 26 ЖК РФ, Положением об Инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области, Инспекция государственного жилищного надзора Владимирской области является уполномоченным органом государственного контроля за использованием, сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также за соблюдением установленного порядка переустройства (перепланировки) помещений в жилых домах на территории г. Владимира. ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения обращения председателя правления ТСН «ТСЖ «ФИО6, 12-А» ИГЖН Владимирской области принято решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в отношении ФИО4 в виде внеплановой выездной проверки, осмотр квартиры назначен на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20-23). ДД.ММ.ГГГГ данное решение направлено в адрес ответчика ФИО4, однако не получено адресатом, возвращено за истечением срока хранения (л.д.28). Согласно протоколу осмотра от ДД.ММ.ГГГГ и акту от ДД.ММ.ГГГГ собственником <адрес> доступ в квартиру не предоставлен (л.д.24-27, 36) ДД.ММ.ГГГГ ИГЖН Владимирской области повторно принято решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в отношении ФИО4 в виде внеплановой выездной проверки, осмотр квартиры назначен на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28-31). ДД.ММ.ГГГГ данное решение направлено в адрес ответчика ФИО4, однако не получено адресатом, возвращено за истечением срока хранения (л.д.40). Согласно протоколу осмотра от ДД.ММ.ГГГГ и акту от ДД.ММ.ГГГГ собственником <адрес> доступ в квартиру не предоставлен (л.д.32-35, 37). В ходе судебного разбирательства ответчики не пожелали в добровольном порядке предоставить Инспекции доступ в их жилое помещение для проведения проверки на предмет наличия либо отсутствия перепланировки, ссылаясь на то, что обращение ФИО5 вызвано не объективными обстоятельствами разрушения общего имущества или наличия такой угрозы, а личными неприязненными отношениями между ней и ответчиками. Согласно ч. 2 ст. 3 ЖК РФ никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных настоящим Кодексом целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения. В соответствии со ст. 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан. Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Пунктом 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных ЖК РФ и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 36 ЖК РФ). Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности, в частности, помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в которых имеются инженерные коммуникации и иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения (ч. 1 ст. 36 ЖК РФ). Частью 3 ст. 39 ЖК РФ установлено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации. Согласно п. 41 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, собственники помещений несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации. Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу постановлением от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила N 170). Согласно пункту 1.7.1 Правил № 170 переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Согласно Правил №170 при переустройстве и перепланировке жилых домов и квартир (комнат) действия, совершаемые в ходе перепланировки и переустройства, ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, ухудшающие условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускаются. Таким образом, все действия заинтересованных лиц по переустройству и перепланировке жилых помещений можно производить только с соблюдением установленной действующим законодательством процедуры: подачей необходимых документов при условии получения соответствующих документов в установленном порядке, наличия акта приемочной комиссии, только на основании проекта переустройства и (или) перепланировки, подготовленного и оформленного в установленном порядке и представленного в орган местного самоуправления для получения разрешения, а также с согласия всех собственников жилых помещений в определенных случаях. Поскольку установлен факт не предоставления собственниками вышеуказанной квартиры доступа истцу в указанное жилое помещение с целью осуществления контроля за соблюдением установленного порядка переустройства (перепланировки) помещения в жилом доме, обоснованных причин отказа в обеспечении доступа инспекции в квартиру ответчиками не приведено, доказательств отсутствия оснований для проведения проверки в спорной квартире, ответчиками не представлено, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Данную обязанность суд возлагает на двух собственников квартиры. ДД.ММ.ГГГГ состоялось избрание нового состава правления ТСЖ и председателем правления выбрана ФИО7, что подтверждается протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.71-72). ДД.ММ.ГГГГ в ИГЖН от председателя правления ТСН «ТСЖ ФИО6 12А» поступило заявление о прекращении рассмотрения ранее поданного обращения председателя ТСН ФИО5, из которого следует, что обращение ФИО5 было вызвано превышением с ее стороны полномочий председателя ТСН, не вынесшей данный вопрос на обсуждение собственников на общем собрании. С гражданкой ФИО5 ФИО3 находится в неприязненных отношениях. Жалоб от жильцов по вопросу перепланировки квартиры ответчиков за все время проживания в доме не поступало (л.д.73). ДД.ММ.ГГГГ ИГЖН направила ФИО7 ответ о том, что право на обращение с заявлением о прекращении рассмотрения обращения имеют граждане, которые обратились в Инспекцию. Обращение ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено и по существу дан ответ. Оснований для прекращения контрольных мероприятий, проводимых в рамках данного обращения, у должностного лица Инспекции законодательно не имеется (л.д.79). В соответствии с п. 5 ст. 5 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 №59-ФЗ следует, что при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения. В силу п. 1 ч. 1 ст. 57 ФЗ №59-ФЗ основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, может быть наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров. Адресованное ИГЖН обращение исходило от председателя ТСН «ТСЖ ФИО6 12А» ФИО5, как от должностного лица. Вновь избранное должностное лицо – председатель правления ТСН вправе просить о прекращении рассмотрения обращения. В то же время, согласно п. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. В силу п. 3 ч. 1 ЖК РФ жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Из обращения председателя правления ТСН «ТСЖ ФИО6, 12-А» ФИО5 следует, что в квартире ответчиков имеется незаконная перепланировка. К обращению приложены акты осмотра управляющей компании и копии технического паспорта с указанием мест такой перепланировки. Данные документы представлены суду в оригинале ООО «Компания «Наш дом-3», ответчиками не оспорены. Доводы о том, что ДД.ММ.ГГГГ их квартира представителями управляющей компании не осматривалась, объективными доказательствами не подтверждены. С учетом того, что для проведения перепланировки, переустройства, реконструкции жилого помещения в многоквартирном доме следует соблюсти процедуру, установленную жилищным и градостроительным кодексами РФ, получить для этого необходимые разрешения, в противном случае такие действия могут создавать угрозу жизни и здоровью граждан, порчи общего имущества дома, его обрушения, доводы обращения от 02.03.2023 подлежат проверке органом жилищного надзора, несмотря на отказ обратившегося лица от этого обращения, а прекращение его рассмотрения недопустимо, поскольку результаты его рассмотрения могут затрагивать интересы жильцов многоквартирного дома. Доводы ответчиков о том, что ДД.ММ.ГГГГ в их квартире проводился осмотр ИГЖН, и фактов незаконной перепланировки выявлено не было, суд отклоняет, поскольку поводом для проведения осмотра квартиры ДД.ММ.ГГГГ явилось обращение ответчиков по вопросу низкой температуры в помещении и поражения ограждающих конструкций плесенью. Перепланировка и переустройство предметом обращения и его рассмотрения не являлись. Ссылка на наличие неприязненных отношений с ФИО5 не имеет правового значения для вопроса проверки ИГЖН заявления о наличии незаконной перепланировки квартиры. ФИО5, будучи председателем правления ТСН, вправе в соответствии с обязанностями, установленными ст. 138 ЖК РФ, контролировать использование жилых помещений собственниками многоквартирного дома по назначению, и в случае обнаружения каких-либо нарушений сообщать об этом в контролирующие органы. В силу ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Ввиду того, что истец при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчиков в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб., то есть по 150 руб. с каждого. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Исковые требования Инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области удовлетворить. Обязать ФИО3 (паспорт ....) и ФИО4 (паспорт ....) предоставить доступ должностному лицу Инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области (ИНН <***>) в квартиру по адресу: <адрес> для осмотра на предмет наличия либо отсутствия перепланировки/переустройства/реконструкции жилого помещения. Взыскать со ФИО3 (паспорт ....) и ФИО4 (паспорт ....) в доход бюджета государственную пошлину по 150 рублей с каждого. На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд г. Владимира в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Л.В. Марисова Мотивированное решение составлено 14 февраля 2024 г. Суд:Ленинский районный суд г. Владимира (Владимирская область) (подробнее)Судьи дела:Марисова Любовь Валерьевна (судья) (подробнее)Судебная практика по:Признание права пользования жилым помещениемСудебная практика по применению норм ст. 30, 31 ЖК РФ
Порядок пользования жилым помещением Судебная практика по применению нормы ст. 17 ЖК РФ По ТСЖ Судебная практика по применению норм ст. 135, 136, 137, 138 ЖК РФ |