Решение от 9 февраля 2024 г. по делу № А63-17922/2023АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ Именем Российской Федерации Дело № А63-17922/2023 г. Ставрополь 09 февраля 2024 года Резолютивная часть решения объявлена 10 января 2024 года Решение изготовлено в полном объёме 09 февраля 2024 года Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Галушки В.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Беловой Е.А., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Ставрополь, ОГРНИП 323265100033515, ИНН <***>, к комитету по градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края, г. Михайловск, ОГРН <***>, ИНН <***>, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: администрация Шпаковского муниципального округа Ставропольского края, г. Михайловск, ОГРН <***>, ИНН <***>, о признании незаконными уведомление от 20.06.2023 № 879, об обязании подготовить и направить уведомление, при участии ИП ФИО1 (лично), согласно паспорту, его представителя – ФИО2 по доверенности от 15.09.2023, при участии представителя заинтересованного лица – Киви А.Э. по доверенности от 16.10.2023 № 05-76, представителя третьего лица – Киви А.Э. по доверенности от 17.10.2023 № 1642/01-08, УСТАНОВИЛ: Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к комитету по градостроительству, земельным и имущественных отношениям администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края (далее – заинтересованное лицо, комитет), в котором просил: признать незаконным уведомление от 20.06.2023 № 879 комитета по градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке; обязать подготовить и направить в течение семи рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве от 15.06.2023 параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Шпаковского муниципального округа Ставропольского края (далее – третье лицо, администрация). Заинтересованное лицо представило письменный отзыв, в котором указало, что принадлежащий заявителю земельный участок среди многих образован путем выделения из земельных участков с кадастровыми номерами 26:11:071601:2296 и 26:11:071601:2297, в границах которых Постановлением администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края от 18.03.2022 № 385 была утверждена документация по планировке территории, а именно: проект планировки территории и проект межевания территории. Постановлением администрации от 19.04.2023 № 462 указанная проектная документация отменена. Владельцам земельных участков рекомендовано выполнить корректировку документации по планировке территории и представить на рассмотрение данную документацию. Рекомендации не были исполнены и в настоящее время проект планировки территории строительства объекта ИЖС на земельном участке с кадастровым номером 26:11:071601:2518 отсутствует. Комитет уведомил заявителя о том, что согласно статье 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ), при отсутствии утвержденного проекта планировки территории, строительство объекта ИЖС или садового дома на земельном участке с кадастровым номером 26:11:071601:2518 не допускается. Считает оспариваемое уведомление от 20.06.2023 № 879 соответствующим закону. От заявителя поступили дополнительные доказательства по делу, а именно заключение от 22.09.2023, о том, что земельный участок № 26:11:071601:2518, площадью 525 кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, в районе ул. Южный обход г. Ставрополя, разрешенное использование: «для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)», расположен в территориальной зоне Ж-1 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами и домами блокированной застройки», подготовленное кадастровым инженером ФИО3 (квалификационный аттестат 26-12-435), которое судом исследовано и приобщено к материалам дела, копия межевого плана земельного участка с кадастровым номером 26:11:071601:2518. Предпринимателем заявлено ходатайство о взыскании понесенных расходов на оплату услуг представителя, представлен договор на оказание юридических услуг, платежное поручение, приобщенное к материалам дела. Также заявителем представлены возражения на отзыв о несогласии с доводами комитета. Представитель заявителя в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, указала, что заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 26:11:071601:2518, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, площадью 525 кв.м., адрес: Российская Федерация, Ставропольский край, Шпаковский район, в районе улицы Южный обход города Ставрополя (далее – земельный участок с кадастровым номером 26:11:071601:2518). Заявитель занимается предпринимательской деятельностью в соответствии с видами деятельности, указанными ЕГРИП, в частности осуществляет строительство индивидуальных жилых домов для дальнейшей их продажи. В связи с неполучением уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, при продаже дома покупатель не сможет воспользоваться программами льготного ипотечного кредитования, что нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, существенно ограничивая его возможности по реализации жилого дома на рынке недвижимости. Считая названный отказ комитета незаконным и нарушающим права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, предприниматель, обратился с заявлением в арбитражный суд. В соответствии частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее-АПК РФ) арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно части 2 статьи 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Статьей 29 АПК РФ определена компетенция арбитражных судов по экономическим спорам и другим делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. В соответствии со статьей 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности: 1.1) об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с АПК РФ отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам; 1.2) об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим АПК РФ отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам; 2) об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного 6 самоуправления, иных органов, организаций, наделенных Федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц; 3) об административных правонарушениях, если Федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда; 4) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если Федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания; 5) другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если Федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). Согласно пункту 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» указано, что при принятии исковых и иных заявлений и рассмотрении дел необходимо исходить из того, что арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающие из гражданских, административных и иных публичных правоотношений, а также все дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием иностранных лиц, дела об оспаривании решений третейских судов и международных коммерческих арбитражей по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение таких решений, дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности. Участниками спорных правоотношений могут быть юридические лица, индивидуальные предприниматели, а в случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, должностные лица, образования, не имеющие статуса юридического лица, и граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя. Как следует из пункта 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», споры между гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, а также между указанными гражданами и юридическими лицами разрешаются арбитражными судами, за исключением споров, не связанных с осуществлением гражданами предпринимательской деятельности. Вместе с тем, в любом случае, критериями отнесения дела к компетенции арбитражного суда являются экономический характер спора (осуществление предпринимательской или иной экономической деятельности) и субъектный состав его участников. Как установлено судом и следует из материалов дела, в рассматриваемом случае предметом спора является законность уведомления комитета от 20.06.2023 № 879. Оспариваемое решение принято по результатам рассмотрения уведомления от 15.06.2023 предпринимателя о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства. Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 16.10.2023 № ИЭ9965-23-64670252 основной вид деятельности заявителя: 41.20 строительство жилых и нежилых зданий, дополнительные виды деятельности: 41.10 разработка строительных проектов, 43.11 разборка и снос зданий, 43.12 подготовка строительной площадки, 43.21 производство электромонтажных работ, 43.22 производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха, 43.29 производство прочих строительно-монтажных работ, 43.31 производство штукатурных работ, 43.39 производство прочих отделочных и завершающих работ, 43.91 производство кровельных работ, 43.99 работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группировки, 68.20 аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом, 71.11.1 деятельность в области архитектуры, связанная с созданием архитектурного объекта, 71.11.2 деятельность по территориальному планированию и планировке территории, 71.11.3 деятельность в области ландшафтной архитектуры и консультативные услуги в области архитектуры, 71.12.2 деятельность заказчика-застройщика, генерального подрядчика. Заявитель обращался с аналогичным заявлением в Шпаковский районный суд Ставропольского края, определением от 20.10.2023 по делу № 26RS0035-01-2023-003872-58 ( 2а-2939/2023 ~ М-2670/2023), вступившим в законную силу, производство было прекращено в связи с подсудностью спора Арбитражному суду Ставропольского края. Арбитражный суд должен рассмотреть неотнесенное к его компетенции дело при наличии вступившего в законную силу судебного акта суда общей юрисдикции, которым заявителю отказано либо в принятии к рассмотрению соответствующего заявления, либо в его рассмотрении по существу в связи с отсутствием компетенции. Прекращение производства по делу в арбитражном суде в этом случае повлекло бы нарушение гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации права каждого на судебную защиту и установленного статьей 39 Арбитражного процессуального кодекса правила о недопустимости между судами споров о компетенции и подсудности (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2020 № 305-ЭС19-17404). С учетом всех обстоятельств, суд полагает, что настоящее дело подлежит рассмотрению арбитражным судом. В силу части 3 статьи 210 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования. Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса РФ) и находится в силу комплексного характера регулируемых отношений в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 Конституции Российской Федерации и часть 3 статьи 4 ГрК РФ). Статьей 3 ГрК РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает Кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ. Исходя из положений пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 3 статьи 78 ГрК РФ, подпункта 5 пункта 12, подпункта 4 пункта 19 Положения о комитете по градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края, утвержденного решением Думы Шпаковского муниципального округа Ставропольского края первого созыва от 16.12.2020 № 67 следует, что оспариваемый акт принят уполномоченным органом в пределах предоставленной компетенции. Порядок подачи уведомления о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства урегулирован статьей 51.1 ГрК РФ. Частью 1 указанной статьи предусмотрено, что в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства (за исключением строительства объектов индивидуального жилищного строительства с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации») или садового дома застройщик подает в установленном порядке (по форме и содержанию) уведомление о планируемых строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, содержащее следующие сведения: 1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица); 2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка; 4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц); 5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома); 6) сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка; 7) сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости; 8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком; 9) способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи. Как видно из материалов дела, индивидуальным предпринимателем в комитет направлено уведомление, зарегистрированное 15.06.2023 за № 7191/02-02/2023, о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером 26:11:071601:2518 объекта индивидуального жилищного строительства со следующими параметрами: 1) количество надземных этажей – 1 этаж, 2) высота - 6,5 метров, 3) сведения об отступах от границ земельного участка: - 7 метров от границы смежной с улицей, - 3 метров от границы с соседним участком с кад. номером: 26:11:071601:2519, - 9,4 метра от границы с соседним участком с кад. номером: 26:11:071601:2521, - 9,4 метра от границы с соседним участком с кад. номером: 26:11:071601:2510, - 5,3 метра от границы с соседним участком с кад. номером: 26:11:071601:2517, 4) площадь застройки - 98 кв.м (далее – уведомление от 15.06.2023 за № 7191/02-02/2023). Представлено схематичное изображение планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке. Согласно пункту 6 статьи 51.1 ГрК РФ, в случае отсутствия в уведомлении о планируемом строительстве сведений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, или документов, предусмотренных пунктами 2 - 4 части 3 настоящей статьи, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве возвращает застройщику данное уведомление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения с указанием причин возврата. В этом случае уведомление о планируемом строительстве считается ненаправленным. По форме и содержанию уведомление индивидуального предпринимателя соответствует установленным нормам. Согласно пункту 2 части 7 ст. 21.1 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 указанной статьи: направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. По результатам рассмотрения уведомления от 15.06.2023 комитетом направлено уведомление от 20.06.2023 № 879 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке. В качестве основания указано отсутствие утвержденного проекта планировки территории. Частью 10 статьи 51.1 ГрК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для направления уведомления о несоответствии параметров объекта капитального строительства, а именно: 1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; 2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; 3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок; 4) в срок, указанный в части 9 статьи 51.1 ГрК РФ, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения. Такого основания для отказа как отсутствие утвержденного проекта планировки территории рассматриваемая статья не содержит. Суд приходит к выводу, что отказ комитета на представленное заявителем уведомление о планируемой реконструкции объекта капитального строительства от 15.06.2023 не содержит оснований для направления уведомления о несоответствии параметров объекта капитального строительства, предусмотренных законом. Согласно пункту 1 части 7 статьи 51.1 ГрК РФ уполномоченный орган проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Согласно данной норме при выдаче уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам, следует сопоставить параметры предполагаемого к строительству объекта с градостроительными нормативами, учесть ограничения, установленные действующим законодательством. Сопоставление требованиям проекта планировки территории необходимо в случае, когда в соответствии с ГрК РФ подготовка такого проекта обязательна и такой проект утвержден. Случаи, когда подготовка документации по планировке территории является обязательной предусмотрены частью 3 статьи 41 ГрК РФ: 1) необходимо изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с размещением объекта капитального строительства федерального, регионального или местного значения; 2) необходимы установление, изменение или отмена красных линий; 3) необходимо образование земельных участков в случае, если в соответствии с земельным законодательством образование земельных участков осуществляется только в соответствии с проектом межевания территории; 4) размещение объекта капитального строительства планируется на территориях двух и более муниципальных образований, имеющих общую границу (за исключением случая, если размещение такого объекта капитального строительства планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого объекта капитального строительства не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов); 5) планируются строительство, реконструкция линейного объекта (за исключением случая, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов). Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные случаи, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории; 6) планируется размещение объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, и необходимых для обеспечения его функционирования объектов капитального строительства в границах особо охраняемой природной территории или в границах земель лесного фонда; 7) планируется осуществление комплексного развития территории; 8) планируется строительство объектов индивидуального жилищного строительства с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Статья 17 Правил землепользования и застройки Шпаковского муниципального округа Ставропольского края, утверждённых Постановлением от 02.05.2023 № 515 (далее – ПЗЗ от 02.05.2023 № 515) содержит дополнительный случай (пункт 9), когда подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной, а именно: в случае если по инициативе правообладателей земельных участков площадью 1500 кв.м и более, планируется строительство более одного объекта жилищного строительства с последующим разделом земельного участка под каждым объектом, требуется разработка и утверждение документации по планировке территории, в соответствии с ГрК РФ. При этом комитетом не представлены доказательства наличия вышеуказанных случаев. Пункты 1,4, 5,6, 8 части 3 статьи 41 ГрК РФ, пункт 9 статьи 17 ПЗЗ от 02.05.2023 № 515 не применимы к рассматриваемым правоотношениям в ввиду установленных обстоятельств дела. Одним из случаев, когда подготовка документации по планировке территории является обязательной - при необходимости установления, изменения или отмены красных линий (подпункт 2 части 3 статьи 41 ГрК РФ). ГрК РФ предусмотрено включение в проект планировки территории красных линий, линий, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, схем организации улично-дорожной сети и движения транспорта на соответствующей территории (пункты 3, 5 статьи 42 ГрК РФ). Согласно пункту 11 статьи 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории. В соответствии с пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации, что подтверждается позициями судов (определения Верховного Суда Российской Федерации от 30.07.2019 № 306-ЭС19-11334, от 25.09.2019 № 307-ЭС19-15570), согласно которым земельные участки общего пользования и находящиеся на них объекты по своему функциональному назначению предназначены для использования неограниченным кругом лиц в целях удовлетворения общественных потребностей, в связи с чем такие участки в частной собственности находиться не могут. В соответствии с частью 1 статьи 42 ГрК РФ установление границ территорий общего пользования осуществляется при подготовке проектов планировки территории. При этом действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования. Земельный участок является землями общего пользования только при совокупности всего ряда условий: 1) участок находится в государственной или муниципальной собственности; 2) он образован в границах красных линий, указанных в документации по планировке территории; 3) он открыт для всеобщего беспрепятственного пользования. Документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов (часть 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Реализация документов территориального планирования осуществляется, в том числе путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации). В силу части 12.4 статьи 45 ГрК РФ проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, до его утверждения подлежит согласованию с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Предметом согласования проекта планировки территории с указанными органом государственной власти или органом местного самоуправления являются предусмотренные данным проектом планировки территории границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции указанных объектов допускается, если такие объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (пункт 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации). В соответствии с пунктом 2 статьи 43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется для: 1) определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; 2) установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования. Положения пунктов 4.1 и 4.3 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Госстроя постановлением от 06.04.1998 № 18-30, не предусматривают иных, отличных от установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации документов, на основании которых устанавливаются и разрабатываются красные линии (определение Верховного Суда РФ от 11.11.2021 № АПЛ21-420). Анализ норм федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что к землям общего пользования могут быть отнесены земельные участки, право собственности на которые принадлежит публичным образованиям, и к этим землям не могут быть отнесены земли, переданные в частную собственность. Отнесение земельных участков, находящихся в частной собственности, к территории общего пользования возможно путем принятия органами местного самоуправления последовательных градостроительных решений и, соответственно, градостроительной документации, определяющих дальнейшее использование спорной территории, их реализацию, в том числе в виде изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и прекращения права частной собственности на данные земельные участки. Данный вывод согласуется с положениями пункта 2 части 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными проектами планировки территории. При этом в части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что основная часть проекта планировки территории включает в себя, в том числе чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: красные линии. Земельный участок с кадастровым номером 26:11:071601:2518 находится в собственности предпринимателя, не отнесен к землям общего пользования, его характеристики не могут быть изменены без проведения соответствующих процедур, в том числе процедуры изъятия для государственных или муниципальных нужд. Правовая позиция о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта красных линий на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий изложена в Определении Верховного Суда РФ от 18.03.2022 № 310-ЭС22-1473. Отсутствие проекта планировки территории и не установление красных линий не может являться основанием для ограничения права заявителя на осуществление прав собственника земельного участка на неопределенное время. Подготовка документации по планировке территории является обязательной, также в случаях, когда: необходимо образование земельных участков в случае, если в соответствии с земельным законодательством образование земельных участков осуществляется только в соответствии с проектом межевания территории (пункт 3 часть 3 статьи 41 ГрК РФ); планируется осуществление комплексного развития территории (пункт 7 части 3 статьи 41 ГрК РФ). Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 1 стать 41 ГрК РФ). Проект планировки территории и проект межевания территории являются разновидностью документации по планировке территории (часть 4 статьи 41 ГрК РФ). Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа (пункт 3 статьи 43 ГрК РФ). Пунктом 5 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусмотрено образование земельных участков в результате раздела из исходного земельного участка, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, лицом, с которым заключен соответствующий договор о комплексном развитии территории. Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 4 ПЗЗ от 02.05.2023 № 515 исключительно в соответствии с утверждённым проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков из земельного участка, предоставленного для комплексного развития территории. В отзыве комитет указал, что земельный участок, принадлежащий предпринимателю, образован среди многих путем выделения из земельных участков 26:11:071601:2296 и 26:11:071601:2297 на основании проектной документации, состоящей из двух разделов: проекта планировки территории и проекта межевания территории, утвержденной постановлением № 385 администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края от 18.03.2022 г. Доказательств заключения с предпринимателем либо с иным лицом договора о комплексном развитии территории, включающей земельный участок заявителя, не предоставлено. Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 26:11:071601:2518 находится в собственности предпринимателя, образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 26:11:071601:2315, принадлежащего на праве собственности физическому лицу. Судом установлено, что земельный участок заявителя образован не на основании проекта межевания территории в рамках проектной документации земельных участков с кадастровыми номерами 26:11:071601:2296 и 26:11:071601:2297, документом-основанием для образования земельного участка, принадлежащего предпринимателю являлся межевой план. Доказательств нахождения земельного участка с кадастровым номером 26:11:071601:2518 в границах территории, в отношении которой предусмотрено осуществление деятельности по ее комплексному развитию не предоставлено. Указанная проектная документация отменена постановлением администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края от 19.04.2023 № 462. Доказательств исполнения проектной документации земельных участков с кадастровыми номерами 26:11:071601:2296 и 26:11:071601:2297 в материалы дела не предоставлено. На дату подачи предпринимателем уведомления от 15.06.2023. за № 7191/02-02/2023, проектная документация (проект планировки территории и проект межевания территории) земельных участков с кадастровыми номерами 26:11:071601:2296 и 26:11:071601:2297 не действовала. Комплексное развитие территории предполагает подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования. В соответствии с частью 1 статьи 65 ГрК РФ видами комплексного развития территории являются: 1) комплексное развитие территории, осуществляемое в границах одного или нескольких элементов планировочной структуры, их частей, в которых расположены многоквартирные дома, указанные в части 2 настоящей статьи (далее - комплексное развитие территории жилой застройки); 2) комплексное развитие территории, осуществляемое в границах одного или нескольких элементов планировочной структуры, их частей, в которых расположены объекты капитального строительства, указанные в части 4 настоящей статьи (далее - комплексное развитие территории нежилой застройки); 3) комплексное развитие территории, осуществляемое в границах одного или нескольких элементов планировочной структуры, их частей, в которых расположены земельные участки, которые находятся в государственной либо муниципальной собственности, либо земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе с расположенными на них объектами капитального строительства, при условии, что такие земельные участки, объекты капитального строительства не обременены правами третьих лиц (далее - комплексное развитие незастроенной территории); 4) комплексное развитие территории, осуществляемое по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости (далее - комплексное развитие территории по инициативе правообладателей). Виды комплексного развития территории, указанные в пунктах 1-3 части 1 статьи 65 ГрК РФ, ввиду установленных обстоятельств дела не применимы к рассматриваемым правоотношениям. Комплексное развитие территории, включающей земельный участок заявителя, возможно только по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости. Комплексное развитие территории по инициативе правообладателей осуществляется на основании договоров о комплексном развитии территории, заключаемых органами местного самоуправления с правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества (далее в настоящей статье также - договор). Содержание договора определяется в соответствии со статьей 68 настоящего Кодекса с учетом положений настоящей статьи (пункт 3 статьи 70 ГрК РФ). В случае, если комплексное развитие территории по инициативе правообладателей осуществляется двумя и более правообладателями, правообладатели заключают соглашение о разграничении обязанностей по осуществлению мероприятий по комплексному развитию территории по инициативе правообладателей (пункт 5 статьи 70 ГрК РФ). Комитет в отзыве указал, что постановлением администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края от 19.04.2023 № 462 отменена проектная документация, владельцам земельных участков рекомендовано выполнить корректировку документации по планировке территории и представить данную документацию на рассмотрение в соответствии с требованиями градостроительного законодательства. Согласно части 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе. Судом установлено, что основания для возникновения обязательств и обязанность по подготовке, корректировке документации по планировке территории, по представлению на рассмотрение такой документации у правообладателя земельного участка с кадастровым номером 26:11:071601:2518 предпринимателя отсутствуют. Земельный участок с кадастровым номером 26:11:071601:2518 принадлежит заявителю на праве собственности (запись регистрации № 26:11:071601:2518-26/474/2023-3 от 06.05.2023 г.), имеет категорию: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположен в территориальной зоне Ж-1 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами и домами блокированной застройки». Согласно пункту 1 статьи 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами в том числе к жилой территориальной зоне. Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам (пункт 5 статьи 85 ЗК РФ). Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне (пункт 2 статьи 85 ЗК РФ). Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ). Согласно части 2 статьи 38 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются размеры и параметры, их сочетания. Определением суда от 30.10.2023 заинтересованному и третьему лицам предлагалось представить выписку из Правил землепользования и застройки относительно зоны нахождения спорного земельного участка, а также план планировки территории, что исполнено не было. Земельный участок с кадастровым номером 26:11:071601:2518 находится в зоне Ж-1 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами и домами блокированной застройки», что также установлено заключением кадастрового инженера от 22.09.2023. Согласно статье 37 ПЗЗ от 02.02.2023 № 515 Ж-1. Зона застройки индивидуальными жилыми домами и домами блокированной застройки г. для индивидуального жилищного строительства (2.1) - размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости), имеет следующие параметры строительства: 1) Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь - от 500 до 1000 кв.м. (земельный участок № 26:11:071601:2518 имеет площадь 525 кв.м.); 2) минимальные отступы от границ земельных участков: 5 м - от фасада участка (в уведомлении заявителя — 7м.); 3 м - от остальных границ участка (в уведомлении заявителя 3 м., 5,3 м. и 9,4 м.), 3) предельное количество этажей – 3 (в уведомлении заявителя – 1 этаж). 4) максимальный процент застройки в границах земельного участка - 40 % (в уведомлении заявителя площадь застройки — 98 кв.м., т. е. 18.7%). Таким образом, планируемый к строительству заявителем объект индивидуального жилищного строительства полностью соответствует действующим ПЗЗ от 02.02.2023 № 515 . Согласно пункту 11 статьи 51.1 ГрК РФ в уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, действуют на дату поступления уведомления о планируемом строительстве и которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанные в уведомлении о планируемом строительстве, а также в случае недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке - установленный вид разрешенного использования земельного участка, виды ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, или сведения о том, что лицо, подавшее или направившее уведомление о планируемом строительстве, не является застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок. Оспариваемое уведомление 20.06.2023 № 879 не соответствует установленным пунктом 11 статьи 51.1 ГрК РФ требованиям. Уведомление от 15.06.2023 за № 7191/02-02/2023 не подлежало проверке на соответствие параметрам проектной документации (проект планировки территории и проект межевания территории) земельных участков с кадастровыми номерами 26:11:071601:2296 и 26:11:071601:2297 ввиду ее отмены. Указанные в уведомлении от 15.06.2023 параметры объекта капитального строительства в полной мере соответствуют нормам действующего законодательства Российской Федерации, в том числе параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, установленным Правилами землепользования и застройки Шпаковского муниципального округа Ставропольского края от 02.05.2023 № 515. В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 40 ЗК РФсобственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Согласно статье 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка Собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке. Оспариваемое уведомление создает препятствия предпринимателю в реализации полномочий собственника по застройке земельного участка. Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд пришел к выводу, что оспариваемый отказ комитета, выраженный в уведомлении от 20.06.2023 № 879 о несоответствии указанных в уведомлении от 15.06.2023 № 7191/02-02/2023 о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером 26:11:071601:2518, противоречит нормам действующего законодательства Российской Федерации, нарушает права и интересы заявителя. Указание на способ защиты права в случае признания оспариваемых действий (бездействий) соответствующего органа незаконными является обязательным требованием к резолютивной части решения, без чего оно не может считаться полным. При этом способ устранения нарушенных прав определяется судом с учетом конкретных обстоятельств дела. С учетом указанных норм (статей 174, 201 АПК РФ), с целью восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя, суд возлагает на комитет обязанность по устранению нарушенных прав заявителя. Доводы лиц, участвующих в деле, не нашедшие отражения в настоящем решении, не имели существенного значения и не могли повлиять на правильность изложенных в нем выводов. Кроме того, индивидуальным предпринимателем заявлено ходатайство о взыскании с заинтересованного лица судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 60 000 рублей. Рассмотрев указанное заявление, суд считает его подлежащим удовлетворению частично в размере по следующим основаниям. В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. В части 2 статьи 110 Кодекса установлено, что расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах. Согласно статье 106 Кодекса к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде. В силу пункта 3 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 № 121 «Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах» лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты, другая сторона вправе доказывать их чрезмерность. Если сумма заявленного требования явно превышает разумные пределы, а другая сторона не возражает против их чрезмерности, суд в отсутствие доказательств разумности расходов, представленных заявителем, в соответствии с частью 2 статьи 110 Кодекса возмещает такие расходы в разумных, по его мнению, пределах. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» (далее - постановление № 1) разъяснено, что лицо, заявляющее о 13 взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек (пункт 10). В пункте 11 постановления № 1 определено, что разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 3 статьи 111 Кодекса). В целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав, обязанностей сторон суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер. Согласно пункту 13 постановления № 1 разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства. В пункте 20 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 82 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела. Доказательства, подтверждающие разумность расходов на оплату услуг представителя, должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов (статья 65 АПК РФ). В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2004 № 454-О указано, что правило части 2 статьи 110 Кодекса, предоставляющее арбитражному суду право уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов по оплате услуг представителя, призвано создавать условия, при которых соблюдался бы необходимый баланс процессуальных прав и обязанностей сторон. Обязанность суда взыскивать расходы на оплату 14 услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым на реализацию требования части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации. Реализовывая свое право на судебную защиту путем оспаривания решения заинтересованного лица, заявитель заключил с ЗАО «Ставропольская юридическая канцелярия» договор на оказание юридических услуг № КП 09/02 от 15.09.2023 г., в соответствии с которым исполнитель принял на себя обязательство по оказанию юридических услуг предпринимателю в рамках настоящего дела по заявлению о признании уведомления комитета от 20.06.2023 № 879 незаконным, а заказчик обязался принять и оплатить оказанные услуги. По условиям договора исполнитель обязуется: провести на основании документов, представленных заказчиком, предварительный досудебный анализ документов; разработать правовую позицию, подготовить проекты необходимых документов, в том числе: заявление о признании решения незаконным, иные процессуальные документы при возникновении необходимости; участвовать, представлять интересы заказчика в судебных заседаниях, подписывать документы от имени заказчика, знакомиться с материалами дела, иные услуги. Согласно пункту 3 договора стоимость услуг определена за участие представителя в суде первой инстанции в размере 60 000 рублей. Факт несения указанных судебных расходов подтвержден представленными в материалы дела документами, а именно: договором на оказание юридических услуг от 15.09.2023 № 09/02, платежным поручением от 22.09.2023 № 6 заявитель оплатил юридические услуги в указанном размере. Оценивая разумные пределы подлежащих взысканию судебных расходов по делу, суд принимает во внимание сложившуюся в Ставропольском крае стоимость аналогичных услуг, установленную решением Совета адвокатской палаты по гонорарной практике от 30.01.2023. Согласно названному решению при заключении адвокатами соглашений на оказание юридической помощи на 2023 год установлены следующие расценки на услуги в гражданском судопроизводстве в судах общей юрисдикции и арбитражных судах: составление исковых заявлений, жалоб, ходатайств, иных документов правового характера при условии предварительного ознакомления с правоустанавливающими документами и после проведения консультирования – от 15 000 рублей (пункт 1.3), участие в качестве представителя доверителя в гражданском, арбитражном и административном судопроизводствах, а также по делам об административных правонарушениях в суде первой инстанции – от 60 000 рублей (пункт 2.1). Данные сведения носят рекомендательный характер и подлежат определению по соглашению в каждом конкретном случае с учетом квалификации и опыта представителя, сложности работы, срочности и времени ее выполнения, других обстоятельств, определяемых при заключении соглашения. Определяя разумность судебных расходов по конкретному делу, суд руководствуется критериями сложности рассматриваемого спора, оценивает объем и характер фактически проделанной работы, ее практическую значимость, объем заявленных требований, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, времени, необходимого на подготовку им процессуальных документов, продолжительности рассмотрения дела. Согласно материалам дела, представителем общества составлено и направлено в суд заявление о признании ненормативного акта незаконным, возражение на отзыв, представлялись интересы в судебных заседаниях по рассматриваемому делу (30.10.2023, 28.11.2023, 10.01.2024). В рассматриваемом случае, учитывая объем проделанной представителем работы, количество представленных доказательств, сложность дела с учетом принципа разумности, объема оказанных представителем услуг, а также в целях установления баланса между интересами истца и ответчика, суд считает заявление предпринимателя о взыскании 60 000 рублей судебных расходов на оплату услуг представителя подлежащим удовлетворению частично в размере 40 000 рублей (15 000 рублей за подготовку и подачу заявление, 15 000 рублей за участие представителя в судебных заседаниях 30.10.2023, 28.11.2023, 10.01.2024 и 10 000 рублей за подготовку возражений на отзыв). В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина в размере 300 рублей, уплаченная заявителем платежным поручением № 5 от 20.09.2023 подлежит взысканию с заинтересованного лица в пользу предпринимателя. Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Заявленные требования удовлетворить. Признать решение комитета по градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края, ОГРН <***>, выраженное в уведомлении от 20.06.2023 № 879 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером 26:11:071601:2518, площадью 525 кв.м., расположенным по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, в районе ул. Южный обход г. Ставрополя, незаконным. Обязать комитет по градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края, ОГРН <***>, подготовить и направить в адрес индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Ставрополь, ОГРНИП 323265100033515, в течение семи рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве от 15.06.2023 № 7191/02-02/2023 параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером 26:11:071601:2518, площадью 525 кв.м, расположенным по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, в районе ул. Южный обход г. Ставрополя. Взыскать с комитета по градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края, г. Михайловск, ОГРН <***> в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Ставрополь, ОГРНИП 323265100033515 судебные расходы в общей сумме 40 300 рублей, в том числе по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, по оплате услуг представителя в размере 40 000 рублей. В остальной части заявления о взыскании судебных расходов отказать. Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в двухмесячный срок после вступления в законную силу в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Судья В.В. Галушка Суд:АС Ставропольского края (подробнее)Истцы:Елисеенко Александр Васильевич (ИНН: 260319121525) (подробнее)Ответчики:КОМИТЕТ ПО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ, ЗЕМЕЛЬНЫМ И ИМУЩЕСТВЕННЫМ ОТНОШЕНИЯМ АДМИНИСТРАЦИИ ШПАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ (ИНН: 2623031642) (подробнее)Иные лица:АДМИНИСТРАЦИЯ ШПАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ (ИНН: 2645006819) (подробнее)Судьи дела:Галушка В.В. (судья) (подробнее) |