Постановление от 28 декабря 2023 г. по делу № А32-4370/2017




ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

дело № А32-4370/2017
город Ростов-на-Дону
28 декабря 2023 года

15АП-19676/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 27 декабря 2023 года

Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2023 года

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Гамова Д.С.,

судей Димитриева М.А., Сулименко Н.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего ФИО2 на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.11.2023 по делу № А32-4370/2017 по заявлению конкурсного управляющего ФИО2 о принятии обеспечительных мер в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) закрытого акционерного общества "Кубаньстройпроект" (ИНН <***>),

УСТАНОВИЛ:


в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) закрытого акционерного общества "Кубаньстройпроект" в Арбитражный суд Краснодарского края обратился конкурсный управляющий ФИО2 с ходатайством о принятии обеспечительных мер в виде:

- запрета АО "Альфа-Банк" исполнять инкассовое поручение №3616 от 01.11.2023, предъявленное к расчетному счету № <***>, принадлежащему ЗАО "Кубаньстройпроект";

- запрета ФНС России в лице ее территориальных налоговых органов предъявлять инкассовые поручения к расчетным счетам ЗАО "Кубаньстройпроект" о взыскании в принудительном порядке требований об уплате налога на прибыль организаций, являющегося реестровой задолженностью на основании Постановления Конституционного суда РФ от 31.05.2023 № 28-П.

Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.11.2023 в удовлетворении ходатайства о принятии обеспечительных мер отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, конкурсный управляющий ФИО2 обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил определение суда от 14.11.2023 отменить, удовлетворить ходатайство о принятии обеспечительных мер.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель со ссылкой на постановление Конституционного суда РФ от 31.05.2023 № 28-П и статью 209.1 Закона о банкротстве, указывает, что требования налоговых органов по налогу на прибыль организации застройщика, признанной несостоятельной, подлежат включению в реестр требований кредиторов должника и не являются текущими требованиями, соответственно, не подлежат списанию с расчетного счета ЗАО "Кубаньстройпроект" в принудительном порядке. Непринятие обеспечительных мер приведет к существенному затруднению проведения конкурного производства.

В судебное заседание апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку не обеспечили.

Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные обеспечительные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя. Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения значительного ущерба заявителю.

В силу пункта 2 части 1 статьи 91 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве обеспечительной меры суд также может запретить ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 92 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении об обеспечении иска должно быть указано обоснование причины обращения с заявлением об обеспечении иска.

Затруднительный характер исполнения судебного акта либо невозможность его исполнения могут быть связаны с отсутствием имущества у должника, действиями, предпринимаемыми для уменьшения объема имущества. В целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами.

При этом, как разъяснено в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.06.2023 № 15 "О некоторых вопросах принятия судами мер по обеспечению иска, обеспечительных мер и мер предварительной защиты" (далее - постановление № 15), если в обоснование заявления о принятии обеспечительных мер лицо ссылается на то, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда (часть 2 статьи 90 АПК РФ), основанием для принятия обеспечительных мер может служить наличие реальной или потенциальной угрозы неисполнения решения суда, затруднения его исполнения в будущем.

Кроме того, рассматривая заявления о применении обеспечительных мер, суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Например, по общему правилу суд вправе наложить арест на имущество ответчика в пределах цены иска или запретить ответчику, другим лицам совершать определенные действия исключительно в рамках заявленного требования (пункт 18 постановления № 15).

Таким образом, при оценке доводов заявителя судам следует, в частности, иметь в виду: разумность и обоснованность требования заявителя о принятии обеспечительных мер; связь испрашиваемой обеспечительной меры с предметом заявленного требования; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц (пункт 14 постановления № 15).

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 № 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", арбитражные суды не должны принимать обеспечительные меры, если заявитель не обосновал причины обращения с заявлением об обеспечении требования конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия обеспечительных мер, и не представил доказательства, подтверждающие его доводы.

Руководствуясь приведенными выше нормами, принимая во внимание предмет заявленных требований и доводы заявителя, изложенные в ходатайстве о принятии обеспечительных мер, суд первой инстанции пришел выводу об отсутствии оснований для принятия обеспечительных мер, поскольку бюджет РФ является надежным гарантом того, что в случае необходимости, затруднений с возвратом денежной суммы по судебному акту не будет.

Повторно оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции признает обоснованными выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения встречного иска.

Обращаясь с заявлением о принятии настоящих обеспечительных мер конкурсный управляющий указал, что требования налогового органа по налогу на прибыль организации застройщика, признанной несостоятельной, подлежат включению в реестр требований кредиторов должника и не являются текущими требованиями, в связи с чем просил запретить налоговому органу предъявлять инкассовые поручения к расчетным счетам ЗАО "Кубаньстройпроект" о взыскании в принудительном порядке требований об уплате налога на прибыль организации.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 92 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель должен обосновать причины обращения с заявлением об обеспечении иска.

В обоснование заявления ссылался на то, что принятие обеспечительных мер направлено на сохранение конкурсной массы должника и недопущение нарушения прав и законных интересов иных кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов должника, поскольку действия уполномоченного органа по списанию денежных средств, с расчетного счета должника, противоречат статье 134 Закона о банкротстве.

В подтверждение своей позиции конкурсным управляющим в материалы дела представлены: требование № 31351 об уплате задолженности по состоянию на 07.09.2023, решение № 3788 от 01.11.2023, а также платежное поручение № 3616 от 01.11.2023 с назначением платежа: "по решению о взыскании от 01.11.2023 № 3788 по ст. 46 НК РФ Тек платежи по налогам за искл. НДФЛ и страх. Взн. За ГД.00.2021- ГД.00.2023".

Для удовлетворения заявления о принятии заявленных обеспечительных мер заявителями должны быть представлены веские аргументы, подтверждающие необходимость в принятии данных обеспечительных мер.

Между тем, представленные конкурсным управляющим не подтверждают его доводы действиях уполномоченного органа по списанию с расчётного счета задолженности по налогу на прибыль, образовавшейся в результате реализации на торгах имущества.

Копии требования № 31351 об уплате задолженности по состоянию на 07.09.2023 и решения № 3788 от 01.11.2023 не могут подтверждать совершение налоговым органом действий по взысканию текущей задолженности или суммы исчисленного налога на прибыль от реализации имущества, поскольку из представленных конкурсным управляющим документов это невозможно проверить: отсутствует расчёт задолженности, в том числе сведения о налогооблагаемой базе, не указан период образования задолженности

Как указывалось выше, конкурсный управляющий представил копию платёжного поручения от 01.11.2023, в котором назначение платежа указано: по решению о взыскании от 01.11.2023 № 3788 по ст. 46 НК РФ Тек платежи по налогам за искл. НДФЛ и страх. Взн. За ГД.00.2021- ГД.00.2023.

Апелляционная коллегия обращает внимание, наименование назначения платежа в указанном документе не может подтверждать взыскание суммы налога на прибыль от реализации имущества должника и напротив может свидетельствовать о том, что погашению подлежит текущая задолженность.

При этом из разъяснений, содержащихся в пункте 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", следует, что осуществление принудительного исполнения текущих требований налоговых органов по обязательным платежам за счет денежных средств должника путем вынесения налоговым органом соответствующего решения и направления в банк инкассового поручения на перечисление налога (сбора) допускается в любой процедуре банкротства. Закон о банкротстве не содержит положений, исключающих возможность взыскания в бесспорном порядке текущей задолженности по налогам (сборам) в какой-либо процедуре банкротства или предписывающих приостановление данного исполнения.

Таким образом, налоговый орган в порядке, предусмотренном статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации, вправе направить в банк инкассовые поручения, согласно которым с банковских счетов должника списывается задолженность по обязательным платежам, и которые подлежат исполнению банком с учетом очередности, установленной пунктом 2 статьи 134 Закона, предусмотренным пунктом 41 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)".

Для взыскания таких платежей налоговый орган вправе на основании статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации направить в банк инкассовое поручение, которое подлежит исполнению банком с учетом очередности, установленной пунктом 2 статьи 134 Закона.

Действующим законодательством налоговый орган не наделен полномочиями по организации процедуры списания денежных средств с расчетного счета.

Полномочия инспекции ограничиваются лишь выставлением инкассовых поручений и направлением их для исполнения в кредитное учреждение.

Списание денежных средств осуществляется кредитным учреждением, которое осуществляет контроль за соблюдением очередности, предусмотренной статьей 134 Закона о банкротстве.

Таким образом, возможность безакцептного списания денежных средств должника в счет исполнения текущих обязательств предусмотрена Законом о банкротстве и не требует обязательного согласования с арбитражным управляющим.

Непредставление суду документального подтверждения необходимости принятия обеспечительных мер в силу части 3 статьи 93 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием к отказу в обеспечении иска.

Доводы заявителя носят предположительный характер, заявитель документально не обосновал причины обращения с заявлением об обеспечении требования конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия обеспечительных мер, не представил доказательств свидетельствующих о том, что не принятие указанных обеспечительных мер может причинить значительный ущерб и не представил документальные доказательства, подтверждающие его доводы.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.

Суд апелляционной инстанции дополнительно отмечает, что в настоящий момент возникшие между конкурсным управляющим и налоговым органом разногласия по поводу установления очередности удовлетворения требований урегулированы судом первой инстанции путем принятия определения от 20.11.2023.

Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.

Конкурсный управляющий не лишён права инициировать обращение в суд первой инстанции с аналогичным заявлением, представив надлежащие доказательства отнесения действий налогового органа о принудительном взыскании налоговой задолженности, а также оспорить его действия в установленном налоговом и процессуальном законодательством порядке.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению определения, апелляционной инстанцией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:


определение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.11.2023 по делу № А32-4370/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в месячный срок в порядке, определенном статьей 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

ПредседательствующийД.С. Гамов

СудьиМ.А. Димитриев

Н.В. Сулименко



Суд:

15 ААС (Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд) (подробнее)

Иные лица:

Алексеева Оксана Викторовна (подробнее)
Багдасаров Сергей Юрьевич (подробнее)
Байкин В М (подробнее)
Беджаше Зарема Муратовна (подробнее)
Героев Владимир Иванович (подробнее)
Гительсон Александр Григорьевич (подробнее)
Григорян Аветис Амаякович (подробнее)
Давиденко А Д (подробнее)
Ерохина Евгения Ивановна (подробнее)
Жданова Валентина Евгеньевна (подробнее)
Захарутин Владимир Григорьевич (подробнее)
Кавокин Виталий Евгеньевич (подробнее)
Козлова Валентина Георгиевна (подробнее)
Кучерук Сергей Александрович (подробнее)
Лебедева Наталья Львовна (подробнее)
Мозгунов Александр Викторович (подробнее)
Моисеева О Н (подробнее)
Моргун Александр Валерьевич (подробнее)
Обухов Илья Михайлович (подробнее)
Ожев Исмаил Рамазанович (подробнее)
Олейник И В (подробнее)
ПАО Банк ВТБ (подробнее)
ПАО РНК Банк (подробнее)
Погосова О Е (подробнее)
Позднякова Е П (подробнее)
Пономаренко А В (подробнее)
Семенова Ольга Владимировна (подробнее)
Семионова Валентина Анатольевна (подробнее)
Сиренко Андрей Андреевич (подробнее)
Сухарева И В (подробнее)
Тапеха Алексей Викторович (подробнее)
Темлякова Наталья Валерьевна (подробнее)
Федеральная налоговая служба (подробнее)
Филимонов Дмитрий Владимирович (подробнее)
Филимонова Ольга Ивановна (подробнее)
Хагур Адам Сафирович (подробнее)
Чумак В Н (подробнее)
Чураков Павел Александрович (подробнее)
Чхе Елена Геннадьевна (подробнее)
Шостак Елена Геннадиевна (подробнее)
Ямщиков А А (подробнее)
ИФНС по Краснодарскому краю (подробнее)
УФНС по Краснодарскому краю (подробнее)
Управление Росреестра по КК (подробнее)
Администрация муниципального образования города Краснодар (подробнее)
Конкурсный управляющий Кравченко Михаил Михайлович (подробнее)
ПАО Российский национальный коммерческий банк (подробнее)
МТУ Росимущества в Кк и РА (подробнее)
ФГБУ филиал ФКП Росреестра по Кк (подробнее)
ДЕПАРТАМЕНТ ПО НАДЗОРУ В СТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ (подробнее)
ИП УФССП по Краснодарскому краю МО по исполнению особых (подробнее)
Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения Федеральная Кадастровая палата Россреестра по Краснодарскому краю (подробнее)
МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ И РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ (подробнее)
общество с ограниченной ответственностью Коммерческий Банк "Кубанский универсальный банк" в лице Конкурсного управляющего - государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (подробнее)
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (подробнее)
Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (подробнее)
АССОЦИАЦИЯ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ "СИБИРСКИЙ ЦЕНТР ЭКСПЕРТОВ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ" (подробнее)
АНО Исследовательский центр "Независимая экспертиза" (подробнее)
АНО исследовательский центр "Независимая экспертиза" при ТПП г. Москвы (подробнее)
ГК Конкурсный управляющий " "Агентство по страхованию вкладов" (подробнее)
ФНС России Инспекция №1 по г. Краснодару (подробнее)
Администрация МО г.Краснодар (подробнее)
ООО УК "Доверие" (подробнее)
АМО г. Краснодар (подробнее)
Степаненко Е. В. (подробнее)
Таратута М. Г. (подробнее)
Кравченко М.М. (подробнее)
Попов В.В. (подробнее)
ЗАО "Судеьбные поверенные и правовые консультанты "Юрискон" (подробнее)
МТУ "Росимущества в КК и респ. Адыгея (подробнее)
ОАО "Краснодарский краевой инвестиционный банк" (подробнее)
ПАО "Российский Национальный Коммерческий Банк" (подробнее)
ООО "Южная оценочная компания "Эксперт" (подробнее)
ООО "Строительная компания Кубань" (подробнее)
ПАО "ТНС ЭНЕРГО КУБАНЬ" (подробнее)
САМРО "Ассоциация антикризисных управляющих" (подробнее)
КБ "Кубанский универсальный банк" (ООО) в лице конкурсного управляющего - государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (подробнее)
АО "БАНК ДОМ.РФ" (подробнее)
ЗАО "Проектный институт" (подробнее)
ООО "Краснодар Водоканал" (подробнее)
ООО "Лидер Стайл" (подробнее)
ПАО "Сбербанк России" (подробнее)
АО "Издательство "Российская Газета" (подробнее)
ООО "УК "Престиж" (подробнее)
ООО "Стройпроект ХХI" (подробнее)
ТСН "Универсалсервис-С" (подробнее)
АО "Краснодарстрой" (подробнее)
ЗАО "Бандура" (подробнее)
ЗАО "Кубаньстройпроект" (подробнее)
ООО "КЭС" (подробнее)
ООО "Сахарторг" (подробнее)
ООО "Строймонолит" (подробнее)
ООО "Шанс" (подробнее)
ПАО "Крайинвестбанк" (подробнее)
САУ "Возрождение" (подробнее)
ААУ "СЦЭАУ" - Ассоциация арбитражных управляющих "СИБИРСКИЙ ЦЕНТР ЭКСПЕРТОВ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ" (подробнее)
Глубоковских (Карелина) Мария Сергеевна (подробнее)
Глубоковских (Карелиной) Марии Сергеевны (подробнее)
ИФНС №1 России по г. Краснодару (подробнее)
к/у Кравченко М. М. (подробнее)

Последние документы по делу:

Постановление от 28 декабря 2023 г. по делу № А32-4370/2017
Постановление от 7 ноября 2023 г. по делу № А32-4370/2017
Постановление от 12 сентября 2023 г. по делу № А32-4370/2017
Постановление от 27 июня 2023 г. по делу № А32-4370/2017
Постановление от 7 апреля 2023 г. по делу № А32-4370/2017
Постановление от 28 марта 2023 г. по делу № А32-4370/2017
Постановление от 23 января 2023 г. по делу № А32-4370/2017
Решение от 29 августа 2022 г. по делу № А32-4370/2017
Постановление от 10 августа 2022 г. по делу № А32-4370/2017
Постановление от 9 августа 2022 г. по делу № А32-4370/2017
Постановление от 9 июня 2022 г. по делу № А32-4370/2017
Постановление от 7 июня 2022 г. по делу № А32-4370/2017
Постановление от 27 мая 2022 г. по делу № А32-4370/2017
Постановление от 20 мая 2022 г. по делу № А32-4370/2017
Постановление от 12 марта 2022 г. по делу № А32-4370/2017
Постановление от 4 марта 2022 г. по делу № А32-4370/2017
Постановление от 10 февраля 2022 г. по делу № А32-4370/2017
Постановление от 1 сентября 2021 г. по делу № А32-4370/2017
Постановление от 17 июня 2021 г. по делу № А32-4370/2017
Постановление от 21 апреля 2021 г. по делу № А32-4370/2017