Решение от 16 февраля 2024 г. по делу № А43-29179/2023АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Именем Российской Федерации Дело №А43-29179/2023 г.Нижний Новгород 16 февраля 2024 года Резолютивная часть решения оглашена 17 января 2024 года Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Волчанской Ирины Сергеевны (шифр 54-496), при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Леонтьевой А.А., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Нижний Новгород" (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 20.09.2023 по делу об административном правонарушении №052/04/9.21-1625/2023 и представления от 20.09.2023 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения №052/04/9.21-1625/2023, вынесенные Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области; об изменении постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 20.09.2023 по делу об административном правонарушении №052/04/9.21-1625/2023 в части неуказания в постановлении на возможность уплаты штрафа в размере половины суммы наложенного административного штрафа и неприменения части 1.3 - 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ФИО1, при участии представителей сторон: от заявителя: ФИО2 (доверенность от 07.11.2023 №655), от административного органа: ФИО3 (доверенность от 07.07.2023 №ЛШ/13455/23), от иных лиц: не явились, извещены надлежащим образом, в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Нижний Новгород" (далее - заявитель, Общество, ООО "Газпром газораспределение Нижний Новгород") с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Управление) от 20.09.2023 по делу об административном правонарушении №052/04/9.21-1625/2023 и представления от 20.09.2023 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения №052/04/9.21-1625/2023, вынесенные Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области. Согласно позиции заявителя при вынесении оспариваемого акта антимонопольным органом не было учтено, что Общество предпринимало все меры к исполнению обязательств по договору о подключении в максимально короткие сроки, однако срок выполнения отдельных мероприятий (проектно-изыскательских работ, строительно-монтажных работ) не зависел от Общества, так как указанные мероприятия осуществлялись третьими лицами. Считая, что в совершенном правонарушении нет вины Общества, что отсутствуют негативные последствия для третьих лиц, заявитель просит суд применить положения статьи 2.9 КоАП РФ и освободить Общество от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения и ограничиться устным замечанием. Помимо прочего, заявитель указал на допущенное Управлением нарушение требований части 1.1 статьи 29.10 КоАП РФ в части неуказания в оспариваемом постановлении информации о том, что сумма административного штрафа может быть уплачена в соответствии с частями 1.3-1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ. Оспаривая выданное в его адрес представление указывает, что оно по своему содержанию подменяет предписание. Подробно позиция заявителя отражена в заявлении. Нижегородское УФАС России с требованиями заявителя не согласилось, считает оспариваемые акты антимонопольного органа законными и обоснованными. Подробно позиция Нижегородского УФАС России отражена в отзыве на заявление и поддержана представителем в ходе судебного заседания. Проверив обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении в отношении заявителя, порядок фиксации признаков административного правонарушения, полномочия должностных лиц, осуществлявших производство по делу об административном правонарушении, сроки давности привлечения к административной ответственности, изучив материалы дела и заслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее. Как следует из материалов дела, в Управление поступило обращение ФИО1 от 19.05.2023 №12817-ИП/23, на действия (бездействие) ООО "Газпром газораспределение Нижний Новгород", связанные с необоснованным, с точки зрения заявителя, уклонением от осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Нижегородская область, г. Бор, <...> участок 39, к сети газораспределения. В ООО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" 25.02.2022 поступила заявка от ФИО1 о заключении договора о подключении в рамках догазификации жилого дома, расположенного по адресу: Нижегородская область, г. Бор, с. Линда, Тихая, участок 39. Вышеуказанный объект входит в региональную программу газификации, что подтверждается сведениями, содержащимися в пообъектном плане - графике догазификации от 30.12.2021 со сроком исполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) декабрь 2022. Между Обществом и ФИО1 заключен договор о подключении от 30.03.2022 №О-4-0257Б/2021/ДГ/С объекта капитального строительства (жилого дома), расположенного по адресу: Нижегородская область, г. Бор, <...> участок 39. Пунктом 3 договора о подключении определено, что срок выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) домовладения и пуску газа, составляет 31.12.2022. В соответствии с договором о подключении, Обществом в подрядную организацию ООО "Альтаир" направлены документы для выполнения проектно-изыскательских работ, которые были выполнены в феврале 2023 года. За пределами срока (16.02.2023) рабочая документация была передана Обществом в подрядную организацию ООО "ЭМ-ЭМ-ТИ РУС" для выполнения землеустроительных работ по акту от 16.02.2023 №3. Администрацией г.о.г. Бор Нижегородской области вынесено постановление от 13.03.2023 "О размещении объекта без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута на землях г. Бор". При этом ООО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" обязано было осуществить технологическое присоединение до 31.12.2022 (включительно). На момент поступления обращения в Управление ООО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" свои обязательства по договору не выполнило. По результатам рассмотрения заявления и пояснений ООО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" Управление пришло к выводу, что в действиях (бездействии) ООО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" имеются нарушения установленного порядка подключения к сетям газоснабжения, а именно Правил №1547. При участии представителя Общества по доверенности административный орган вынес оспариваемое постановление от 20.09.2023 №052/04/9.21-1625/2023, которым привлек Общество к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 600000,00 руб. Кроме того, административный орган вынес представление от 20.09.2023 №052/04/9.21-1625/2023 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в соответствии с которым возложил на Общество обязанность разработать и принять конкретные меры по контролю за выполнением обязательств в рамках договоров технологического присоединения; разработать план мероприятий по предупреждению нарушения условий договоров технологического присоединения (в части сроков) с последующей его реализацией; принять иные меры, направленные на недопущение нарушений условий договоров технологического присоединения (в части сроков); о результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах сообщить в Нижегородское УФАС России в течение месяца со дня его получения должностное лицо Нижегородского УФАС России руководствовалось тем, что нарушение сроков технологического подключения к электрическим сетям объекта капитального строительства заявителя послужило причиной совершения административного правонарушения. Не согласившись с постановлением и представлением Нижегородского УФАС России, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Согласно пункту 20.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотренные статьей 29.13 КоАП представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена статьей 19.6 КоАП), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 АПК РФ. В силу статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей. В Послании Федеральному собранию от 21.04.2021 Президент Российской Федерации поручил осуществить догазификацию населенных пунктов Российской Федерации до 2023 года без привлечения денежных средств граждан. В целях реализации Послания Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию Российской Федерации распоряжением Правительства РФ от 30.04.2021 №1152-р запланировано введение института "единого оператора газификации". Распоряжением Правительства РФ от 20.07.2021 №2000-р (далее - распоряжение) единым оператором газификации определено ООО "Газпром газификация" с перечнем федеральных территорий и субьектов Российской Федерации, в которых действует единый оператор газификации. Согласно указанному перечню единый оператор газификации действует, в том числе, на территории Нижегородской области (распоряжение вступило в силу с 20.07.2021 и утратило силу с 15.12.2021, в связи с изданием распоряжения от 15.12.2021 №3603р (прим. утвержден новый (расширенный) перечень федеральных территорий)). Также, в соответствии с п.8 поручения Президента Российской Федерации от 02.05.2021 Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, публичным акционерным обществом "Газпром" и иными газораспределительными организациями обеспечить до 2023 года в газифицированных населенных пунктах без привлечения средств населения подводку газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов, в случае наличия соответствующей заявки, определив критерии и условия такого подключения (технологического присоединения). В Нижегородской области ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород", является уполномоченным по доверенности ООО "Газпром газификация", в том числе, на совершение действий по приему, обработке заявок о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сети газораспределения, в том числе в рамках догазификации. В целях организации процесса подключения (технологического присоединения) домовладений, находящихся в газифицированных населенных пунктах, к сетям газораспределения без привлечения средств граждан Обществом с 26.07.2021 организован приём предварительных заявок о заключении договоров о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации (далее - заявка о догазификации). Заявки о догазификации принимаются посредством личного обращения граждан в подразделения Общества, на сайте компании lk.oblgaznnov.ru. в администрации по месту жительства, через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг Нижегородской области (МФЦ), с помощью официального портала Единого оператора газификации connectgas.ru (далее - Портал ЕОГ), портала государственных услуг России gosuslugi.ni и по итогу консолидируются на Портале ЕОГ. Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства определен Правилами подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержден Правилами №1547 (далее - Правила №1547). Правила №547 вступили в законную силу 18.10.2021. По смыслу п.10 Правил №1547 заявитель вправе представлять заявку о подключении исполнителю в офисе исполнителя, либо через личный кабинет заявителя, либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр), либо через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или через региональный портал государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - региональный портал) при наличии технической возможности приема соответствующих заявок, либо письмом, направляемым в адрес исполнителя. Единый оператор газификации, региональный оператор газификации и исполнитель обязаны обеспечить принятие в электронном виде заявок о подключении и прилагаемых документов от заявителей. Региональный оператор газификации по результатам рассмотрения полученной заявки о подключении, но не позднее одного рабочего дня со дня регистрации заявки о подключении направляет заявителю уведомление о принятии в работу указанной заявки посредством личного кабинета заявителя на официальном сайте регионального оператора газификации, а исполнителю - заявку о подключении и приложенные к ней документы и сведения (за исключением случая, когда исполнителем является региональный оператор газификации). Данные нормы Правил согласуются с пунктом 119 Правил №1547 согласно которому, в целях подключения газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям в рамках догазификации заявитель направляет на имя единого оператора газификации или регионального оператора газификации заявку о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации по типовой форме согласно приложению №7 (далее - заявка о догазификации). Согласно пункту 122 Правил №1547 в случае отсутствия в программе газификации домовладения заявителя срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в рамках настоящего раздела не может превышать, в частности, 135 дней - в случае, если мероприятия по подключению (технологическому присоединению) предполагают строительство исполнителем до границ земельного участка заявителя газопроводов, протяженностью от 30 до 200 метров. При этом по смыслу пункта 122 Правил №1547 срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) может быть продлен не более чем: на 30 дней - в случае необходимости устройства пунктов редуцирования газа; на 30 дней - в случае необходимости бестраншейного способа прокладки газопровода протяженностью до 30 метров; на 30 дней - в случае пересечения сети газораспределения с коммуникациями ресурсоснабжающих организаций и (или) автомобильными дорогами местного значения; на 50 дней - при необходимости оформления публичного сервитута для строительства газопроводов на земельных участках, находящихся в частной собственности; на 200 дней - в случае пересечения сети газораспределения с автомобильными дорогами регионального или федерального значения, железными дорогами, водными преградами, проведения лесоустроительных работ и (или) прокладке газопровода протяженностью более 30 метров бестраншейным способом, и (или) по болотам 3 типа, и (или) в скальных породах, и (или) на землях особо охраняемых территорий, и (или) в границах зон охраны памятников историко-культурного наследия. Срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) продлевается не более чем на 70 дней (200 дней - для случаев, для которых настоящим пунктом предусмотрено продление срока осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) на 200 дней). В случае если указанные в абзацах восьмом - двенадцатом настоящего пункта обстоятельства стали известны при разработке проектной документации на сеть газораспределения, подписывается дополнительное соглашение к договору в рамках догазификации об изменении срока осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению). Как установлено из представленных документов, объект ФИО1 входит в региональную программу газификации, что подтверждается сведениями, содержащимися в пообъектном плане - графике догазификации от 30.12.2021 со сроком исполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) декабрь 2022. Между Обществом и ФИО1 заключен договор от 30.03.2022 №О-4-0257Б/2021/ДГ/С о подключении объекта капитального строительства (жилого дома), расположенного по адресу: Нижегородская область, г. Бор, <...> участок 39. Пунктом 3 договора о подключении определено, что срок выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) домовладения и пуску газа, составляет 31.12.2022. В соответствии с договором о подключении, Обществом выполненялись мероприятия по подключению часть которых выполнялась за пределами срока исполнения договора, в то время как ООО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" обязано было осуществить технологическое присоединение до 31.12.2022 включительно. Из изложенного следует, что газораспределительной организацией нарушен срок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к газораспределительным сетям. На момент рассмотрения дела технологическое присоединение объекта не осуществлено. Следовательно, в изложенных выше действиях (бездействии) ООО "Газпром газораспределение Нижний Новгород", выразившихся в нарушении сроков технологического присоединения объекта заявителя, имеются нарушения установленного порядка подключения к сетям газоснабжения, а именно ООО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" нарушило требования Правил №1547. Таким образом, у газораспределительной организации имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Суд отклоняет доводы заявителя об обратном, поскольку в рассматриваемом случае, вопреки позиции заявителя, доказательств, подтверждающих, что заявителем предприняты все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в материалах дела не имеется. В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. В силу указанной правовой нормы Общество, являясь субъектом предпринимательской деятельности, несет риск возникающих в связи с этой деятельностью последствий, в том числе и риск, связанный со сроками выполнения строительно-монтажных работ. При изложенных обстоятельствах, учитывая установленный Правилами №1547 значительный для осуществления технологического присоединения срок, суд приходит к выводу, что Общество имело возможность для соблюдения требований действующего законодательства и могло не допустить нарушение сроков технологического присоединения к газовым сетям, установленного Правилами №1547, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что свидетельствует о наличии вины общества во вменяемом правонарушении. Вышеуказанные фактические обстоятельства привели к нарушению сроков по договору и не являются обстоятельствами, исключающими квалификацию деяния как противоправного. Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Поскольку выявленное нарушение совершено в период времени, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию по вступившему в законному силу постановлению №052/04/9.21-3390/2021 (период с 25.08.2022 по 25.08.2023), действия общества правомерно квалифицированы по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает возможность освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности в случае его малозначительности. По смыслу указанной статьи КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания. Согласно пункту 18.1 поименованного выше постановления квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 этого постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. Исходя из оценки конкретных фактических обстоятельств данного дела, суд не усмотрел исключительных обстоятельств для признания деяния Общества малозначительным. В рассматриваемой ситуации действия Общества привели к ущемлению интересов потребителя, который является наименее защищенной стороной в рассматриваемых правоотношениях. Оснований замены наказания в виде административного штрафа на предупреждение по правилам статьи 4.1.1 КоАП РФ не установлено. В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ). В рассматриваемом случае оснований для снижения суммы штрафа суд не усматривает, поскольку Управлением при вынесении оспариваемого постановления учтены все обстоятельства дела, в связи с чем обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 600000,00 руб., то есть в минимальном размере, предусмотренном санкцией вменяемой статьи. Допущенное нарушение повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя, который по настоящее время лишен возможности пользоваться услугами газоснабжения, поэтому в данном случае у суда нет оснований для снижения штрафа ниже низшего предела. Следовательно, административный штраф в сумме 600000,00 руб. в рассматриваемом случае отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ. Грубых процессуальных нарушений, ущемляющих права и законные интересы Общества Управлением не допущено. Тот факт, что Управление в соответствии с положениями части 1.1 статьи 29.10 КоАП РФ не указало в оспариваемом постановлении информацию о сумме административного штрафа, который может быть уплачен в соответствии с частями 1.3 - 1.3-3 статьи 32.2 настоящего Кодекса, сам по себе не является основанием для признания постановления незаконным и внесения в него изменений судом в силу следующего. Частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ до вступления в силу Федерального закона от 14.07.2022 №290-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" было определено, что административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3. 1.3-1 и 1.4 данной статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 названного Кодекса. Федеральным законом №290-ФЗ статья 32.2 КоАП РФ дополнена частью 1.3 - 3, согласно которой при уплате административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, либо иным физическим или юридическим лицом не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа, за исключением административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.15, 13.37, 14.31. 14.31.2, частями 5 - 7 статьи 14.32, статьями 14.33, 14.56, 15.21, 15.30, 19.3, частями 1 - 8.1, 9.1 - 39 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.7.5-2, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 КоАП РФ. В случае, если копия постановления о назначении административного штрафа, направленная лицу, привлеченному к административной ответственности, по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней со дня вынесения такого постановления, указанный срок подлежит восстановлению судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности. Федеральный закон №290-ФЗ вступил в законную силу и начал свое действие с 25.07.2022. В настоящее время частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ установлено, что административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1. 1.3 - 1.3 - 3 и 1.4 ст. 32.2 КоАП РФ, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ. Статья 14.57 КоАП РФ не включена в перечень предусмотренных частью 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ исключений. Соответственно руководствуясь вышеназванными нормами права заявитель не лишен возможности уплатить штраф в размере половины суммы наложенного административного штрафа не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа. При этом данное право представлено лицу привлеченному к административной ответственности в силу закона и возможность реализации данного права не может быть поставлена в зависимость от того, указано об этом в постановлении о привлечении к административной ответственности или нет. Не указание названных правовых положений в оспариваемом постановлении не является существенным, а изменение структурного характера постановления, включение в него каких-либо дополнительных положений, исправление содержащихся в нем описок (опечаток) в компетенцию суда не входит. Кроме того, в ходе судебного заседания стороны подтвердили, что заявитель, воспользовавшись правом, предусмотренным частями 1.3-1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ, уплатил наложенный на него штраф в половинном размере. На основании изложенного, оспариваемое Обществом постановление является законными и обоснованными, основания для его отмены либо изменения отсутствуют. Согласно статье 24.1 КоАП РФ выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, является одной из задач производства по делам об административных правонарушениях. В силу части 1 статьи 29.13 КоАП РФ должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, уполномочено вносить в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению выявленного административного правонарушения. Организации и должностные лица, получившие такое представление, обязаны рассмотреть его в течение месяца со дня получения и сообщить о принятых мерах в орган, должностному лицу, внесшим представление (часть 2 статьи 29.13 КоАП РФ). В случае неисполнения данных требований статья 19.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность лиц, виновных в непринятии по представлению мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Из анализа статьи 29.13 КоАП РФ следует, что основанием для выдачи представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, является рассмотрение этим органом дела об административном правонарушении, доказанность факта совершения правонарушения и установление указанных причин и условий, то есть факторов, порождающих правонарушение либо облегчающих его совершение. Если под причинами традиционно понимаются факторы, по сути своей порождающие правонарушение, то под условиями - факторы, облегчающие его совершение. Действия по выяснению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, направлены на предупреждение совершения новых правонарушений, и поэтому являются обязанностью должностных лиц, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. По каждому случаю установления таких обстоятельств должно быть вынесено соответствующее представление в адрес любой организации или любого должностного лица, действия (бездействие) которых способствовали совершению правонарушения. По делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (пункт 7 статьи 26.1 КоАП РФ). В качестве таких причин является пренебрежительное отношение заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, а в качестве условий, способствовавших совершению административного правонарушения, - недостаточная организация работы по выполнению данных требований. Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 23.06.2016 №182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" представление является формой профилактического воздействия в рамках профилактики правонарушений и дополнительной мерой, направленной на предупреждение повторности совершения административных правонарушений, которая действует через устранение причин и условий, способствовавших совершению этих правонарушений. В данном случае оспариваемое представление выдано Обществу по результатам рассмотрения дела о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса. Оспариваемое представление вынесено административным органом в порядке части 1 статьи 29.13 КоАП РФ в целях устранения причин - нарушение сроков технологического присоединения, и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, - отсутствие должного контроля за соблюдением сроков со стороны Общества. Поскольку материалами дела факт нарушения Обществом порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям подтвержден, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемого представления. Как следует из текста представления оно рассчитано на устранение в будущем аналогичных нарушений со стороны Общества при заключении аналогичных договоров. Представление содержит указание о необходимости разработки Обществом и принятию мер по контролю за выполнением обязательств в рамках договоров технологического присоединения. При этом, выбор конкретных мер осуществляется самим Обществом. Доказательств неисполнимости названного представления в материалах дела не имеется и суду представлено не было; напротив, существо и содержание оспариваемого представления позволяет сделать вывод о том, что оно фактически было направлено не устранение выявленных Управлением нарушений. Следовательно, оспариваемые постановление и представление являются законными, основания для их отмены либо изменения отсутствуют. На основании изложенного, суд отказывает заявителю в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Руководствуясь статьями 167-170, 180-182, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд в удовлетворении заявленных требований отказать. Настоящее решение вступит в законную силу по истечении 10-ти дней со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции. Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение 10-ти дневного срока со дня принятия. Настоящее решение выполнено в форме электронного документа и направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. Судья И.С.Волчанская Суд:АС Нижегородской области (подробнее)Истцы:ООО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" (ИНН: 5262390050) (подробнее)Ответчики:Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (подробнее)Иные лица:Тимаков С.В. (подробнее)Судьи дела:Волчанская И.С. (судья) (подробнее) |