Постановление от 23 мая 2022 г. по делу № А47-14543/2021




ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД






ПОСТАНОВЛЕНИЕ




№ 18АП-4482/2022
г. Челябинск
23 мая 2022 года

Дело № А47-14543/2021


Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2022 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2022 года.


Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Скобелкина А.П.,

судей Арямова А.А., Киреева П.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания ФИО1, рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 05.03.2022 по делу № А47-14543/2021.

В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью Медицинский многопрофильный центр Клиника «МаксиМед» - ФИО2 (удостоверение адвоката, доверенность от 17.11.2021).


Общество с ограниченной ответственностью Медицинский многопрофильный центр Клиника «МаксиМед» (далее – заявитель, общество, ООО ММЦ Клиника «МаксиМед») обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Оренбургской области (далее – заинтересованное лицо, территориальный фонд ОМС) о признании недействительным акта проверки от 25.10.2021 и требования от 16.11.2021 в части обязания произвести перечисление денежных средств в размере 8 673 228,74 руб. (с учетом уточненных требований, принятых в предварительном судебном заседании 17.02.2022 в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Определением суда от 17.01.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью «Страховая компания «Ингосстрах-М», общество с ограниченной ответственностью «Капитал Медицинское Страхование», акционерное общество «Медицинская акционерная страховая компания», акционерное общество «Страховая компания «СОГАЗ-Мед», Министерство здравоохранения Оренбургской области.

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 05.03.2022 заявленные требования удовлетворены: акт проверки от 25.10.2021, составленный территориальным фондом ОМС, и требование территориального фонда ОМС от 16.11.2021 в части обязания ООО ММЦ Клиника «МаксиМед» произвести перечисление денежных средств в размере 8673228,74 руб. признаны недействительными. На территориальный фонд ОМС возложена обязанность устранить нарушения прав и законных интересов заявителя.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, территориальный фонд ОМС (далее также - апеллянт, податель жалобы) обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 05.03.2022 отменить.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель выражает несогласие с выводом суда первой инстанции о недоказанности заинтересованным лицом отсутствия у общества права оказывать услуги ЭКО, на что были выделены средства ОМС, поскольку в материалы дела были представлены протокол заседания комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования на 2021 № 25 от 30.12.2020 и Приложение 4.3. к нему, в котором заявителю выделены/установлены объемы специализированной медицинской помощи, оказываемой в условиях дневного стационара в рамках программы обязательного медицинского страхования на 2021 год, и представлено Приложение №1 к Тарифному соглашению в системе ОМС Оренбургской области на 2021, в котором также отражено, что заявителю не выделялись объёмы по высокотехнологичной медицинской помощи. Апеллянт обращает внимание, что с 2016 года ЭКО исключено из высокотехнологичного вида медицинской помощи, то есть заявитель имел лицензию на несуществующий вид медицинской помощи. Отсутствие лицензии не является формальным признаком. Получение средств ОМС осуществлялось заявителем в нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291, постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 №852, п. 8,11 Договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 19.01.2021 №77/560102 (далее - Договор). Договором предусмотрена обязанность МО обеспечить оказание медицинской помощи по территориальной программе в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями к ее оказанию, в пределах, распределенных Организации комиссией, указанной в ч. 9 статьи 36 Федерального закона №326-Ф3, объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи, в рамках работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности организации. Таким образом, заявителем нарушены требования к оказанию медицинской помощи, в связи с осуществлением их в отсутствие лицензии на соответствующий вид, что повлекло расходование бюджетных средств не по целевому назначению.

В адрес суда от общества поступил отзыв на апелляционную жалобу. Судом протокольным определением в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв приобщен к материалам дела.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не прибывших в судебное заседание участников процесса. От территориального фонда ОМС поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО ММЦ Клиника «МаксиМед» в проверяемом периоде (с 01.01.2021 по 30.09.2021) осуществляло медицинскую деятельность на основании лицензии серии №ЛО-560007450 №ЛО-56-01-002788 от 28.08.2020 с бессрочным сроком действия, выданной Министерством здравоохранения Оренбургской области, и видами медицинской помощи, прошедшими лицензирование и отраженными в приложении № 1 к ней, в том числе: -при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности); -при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности); - при оказании высокотехнологичной медицинской помощи в условиях дневного стационара по акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности); -при оказании высокотехнологичной медицинской помощи в стационарных условиях (использованию вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности).

Заинтересованным лицом на основании плана контрольно-ревизионной работы территориального фонда ОМС проведена плановая тематическая проверка в отношении заявителя за период с 01.01.2021 по 30.09.2021, по результату которой составлен акт проверки от 25.10.2021, и из которого следует, что общество в проверяемом периоде осуществляло медицинскую деятельность на основании лицензии, в том числе при оказании высокотехнологичной медицинской помощи в условиях дневного стационара и стационарных условиях по акушерству и гинекологии (использование вспомогательных репродуктивных технологий). Комиссией по разработке территориальной программы ОМС обществу на 2021 год утверждены объемы предоставления помощи с применением вспомогательных репродуктивных технологий (далее – ЭКО, ВРТ) в количестве 79 случаев в сумме 7 913 525 руб. В проверяемом периоде принято и оплачено расходов по счетам общества ЭКО в сумме 7 884 753,40 руб. Между тем, заинтересованное лицо, в акте проверки делает выводы о том, что указанные денежные средства израсходованы обществом не по целевому назначению, поскольку у общества отсутствует лицензия на осуществление медицинской деятельности при оказании специализированной медицинской помощи по акушерству и гинекологии (использование вспомогательных репродуктивных технологий). В связи с чем предложило возместить указанную сумму, а также начислило штраф в размере 788 475,34 руб.

Общество представило возражения на акт проверки, в которых ссылается на то, что специализированная медицинская помощь включает в себя, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь, а также указывает на то, что выделенные денежные средства использованы по их целевому назначению на оказание услуг ЭКО, ВРТ.

11.11.2021 заинтересованное лицо направило в адрес общества письмо №6032/08, в котором отклонило возражения общества и оставило акт проверки без изменения.

16.11.2021 заинтересованное лицо направило заявителю требование об обязании произвести перечисление денежных средств в размере 8 673 228,74 руб., в том числе 7 884 753,40 руб. – денежные средства, использованные не по целевому назначению, 788 475,34 руб. – штраф.

Не согласившись с указанными актами, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Арбитражный суд первой инстанции, рассмотрев требование по существу, пришел к выводу, что в рассматриваемом случае сделанные заинтересованным лицом выводы не свидетельствуют о нецелевом использовании обществом средств ОМС, в связи с чем удовлетворил заявленные требования, признав недействительными акт проверки и направленное обществу требование.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании статей 2, 6, 10, 11 и 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджеты фондов обязательного медицинского страхования относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, к правоотношениям, связанным с использованием средств фонда, применяются положения БК РФ.

Согласно части 1 статьи 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 БК РФ).

В соответствии с п. 2 ч. 7 ст. 34 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании» (далее - Закон № 326-ФЗ) территориальный фонд аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования.

На основании статей 20, 35 и 36 Закона №326-ФЗ средства обязательного медицинского страхования медицинская организация обязана использовать в соответствии с программами обязательного медицинского страхования, в том числе базовой программой обязательного медицинского страхования и территориальной программой обязательного медицинского страхования, являющихся составной частью программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Указанные программы в числе прочего определяют виды медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования.

Согласно части 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.

В силу части 5 статьи 15 Закона № 326-ФЗ медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере ОМС на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой ОМС.

На основании статей 14, 28 и 38 Закона № 326-ФЗ средства, получаемые медицинскими организациями в счет оплаты оказанной медицинской помощи по договорам со страховщиками, являются целевыми. Возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется медицинской организацией на основании полученного акта в порядке, определенном Законом № 326-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон №99-ФЗ) лицензия представляет собой специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

На основании подпункта 46 пункта 1 статьи 12 Закона №99-ФЗ лицензированию подлежит, в том числе медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 №291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (далее - Положение № 291), которое действовало в период спорных правоотношений.

Пунктом 3 данного Положения определено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Из содержания статьи 9 Закона № 99-ФЗ, пунктов 3, 8 Положения № 291 следует, что лицо, получившее лицензию на осуществление медицинской деятельности вправе оказывать тот перечень медицинских услуг, который отражен в приложении к выданной лицензии.

Из имеющейся у общества лицензии следует, что заявитель имеет право оказывать медицинские услуги по акушерству и гинекологии (использование вспомогательных репродуктивных технологий) при оказании высокотехнологичной медицинской помощи в условиях дневного стационара.

В силу положений пункта 10 статья 2 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ) под медицинской деятельностью понимается профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Из пункта 3 статьи 2 Закона № 323-ФЗ следует, что медицинская помощь представляет собой комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 32 Закона №323-ФЗ медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи. К видам медицинской помощи относятся: 1) первичная медико-санитарная помощь; 2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; 4) паллиативная медицинская помощь.

Согласно части 3 статьи 32 Закона №323-ФЗ медицинская помощь может оказываться, в том числе в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения).

В силу положений ч.1, 3 ст. 34 Закона № 323-ФЗ специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.

Таким образом, из вышеуказанных норм следует, что высокотехнологичная медицинская помощь входит в состав специализированной медицинской помощи.

Согласно пунктам 3, 5 Приказа Минздрава России от 31.07.2020 № 803н «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению» медицинская помощь с использованием вспомогательных репродуктивных технологий оказывается в рамках первичной специализированной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи. Медицинская помощь с использованием ВРТ оказывается медицинскими организациями (структурными подразделениями), имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (оказание услуг) по акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий) в соответствии с приложениями № 1 - 3 к настоящему Порядку.

Доказательств того, что общество, имеющее лицензию на оказание высокотехнологичной медицинской помощи в условиях дневного стационара по направлению акушерство и гинекология (использование вспомогательных репродуктивных технологий), не имеет права оказывать услуги ЭКО, на что были выделены средства ОМС, заинтересованным лицом в материалы дела не представлено.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, полученные обществом денежные средства были использованы на оказание 79 гражданам медицинской помощи ЭКО в условиях дневного стационара, то есть оказана медицинская помощь по направлению акушерство и гинекология (использование вспомогательных репродуктивных технологий) с применением вспомогательных репродуктивных технологий (далее – ЭКО, ВРТ), предусмотренной территориальной программой ОМС обществу на 2021 год.

Доказательств того, что спорные затраты не связаны с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), а также об их чрезмерности, заинтересованным лицом не представлено.

Сделанные территориальным фондом ОМС выводы основаны исключительно на формальном признаке - отсутствии у общества лицензии на оказание первичной медико-санитарной или специализированной медицинской помощи в условиях дневного стационара по акушерству и гинекологии (использование вспомогательных репродуктивных технологий), что само по себе, без установления нарушения условий расходования бюджетных средств, не имеет правового значения при решении вопроса о целевом характере произведенных затрат.

Требование о наличии лицензии имеет правовое значение только при решении вопроса о соблюдении обществом требований лицензионного законодательства, установленных Положением о лицензировании медицинской деятельности.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае сделанные заинтересованным лицом выводы не свидетельствуют о нецелевом использовании обществом средств ОМС.

Доводы подателя жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции и по существу представляют собой лишь несогласие с результатами оценки судом представленных доказательств, в то время как в силу правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 № 16549/12, судебный акт суда первой инстанции, основанный на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменен судом апелляционной инстанции исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.

В связи с подачей апелляционной жалобы лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции не производится.

Руководствуясь статьями 176, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции



ПОСТАНОВИЛ:


решение Арбитражного суда Оренбургской области от 05.03.2022 по делу № А47-14543/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Оренбургской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.


Председательствующий судья А.П. Скобелкин


Судьи А.А. Арямов


П.Н. Киреев



Суд:

18 ААС (Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд) (подробнее)

Истцы:

ООО Медицинский многопрофильный центр Клиника "МаксиМед" (ИНН: 5610139034) (подробнее)

Ответчики:

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Оренбургской области (ИНН: 5610032620) (подробнее)

Иные лица:

Министерство здравоохранения Оренбургской области (подробнее)
АО Медицинская акционерная страховая компания " (подробнее)
АО СК "Согаз-Мед" (подробнее)
ООО СК "Ингосстрах-М" (подробнее)
ООО "Капитал медицинское страхование" (подробнее)
ООО "Капитало Медицинское Страхование" (подробнее)

Судьи дела:

Киреев П.Н. (судья) (подробнее)